Разбивка теоретического чертежа на плазе

Теоретический чертеж, выбранный или вычерченный для данного моторного судна, непригоден для производства построечных работ: небольшой масштаб чертежа приводит к ошибкам при снятии с него размеров и, главное, не позволяет непосредственно размечать детали корпуса. Для постройки необходимо выполнить теоретический чертеж в натуральную величину. Такой чертеж называется плазовой разбивкой, или плазовым чертежом; его вычерчивают на специальном щите или участке ровного пола — плазе. Для любительской постройки мотосудна плазом может служить пол мастерской (сарая) или листы фанеры толщиной
5—8 мм.
На практике чаще всего вычерчивают только корпус (сечения по шпангоутам) и форштевень; однако так можно поступать только в том случае, если по данному теоретическому чертежу и таблицам плазовых ординат уже построено судно. Когда по теоретическому чертежу строят впервые, пользоваться таким способом нежелательно, так как некоторые шпангоуты могут оказаться более широкими или более узкими, чем нужно, что потребует трудоемкой подгонки их уже на стапеле.
В целях экономии места при полной плазовой разбивке можно совмещать проекции бок и полуширота, т. е. вычерчивать одну из них прямо на другой. На проекции корпус должны быть вычерчены обе ветви (левого и правого бортов) каждого шпангоута. Чтобы избежать путаницы, шпангоуты лучше объединить в две группы — носовые (от миделя) и кормовые. Бок и полушироту на плазе можно вычерчивать в масштабе 1 : 2 (размеры по ширине и высоте).
Для вычерчивания на плазе кривых линий следует изготовить несколько еловых или сосновых реек сечением примерно 10x10 и 6X8 мм, длиной 3—6 м.
В качестве примера рассмотрим плазовую разбивку теоретического чертежа. В данном случае базовая линия расположена вверху, поэтому при наложении полушироты на боковой вид удобнее совместить ДП и базовую, вычерчивая правую половину полушироты.
Вдоль одной из длинных сторон пола по шнуру пробивают прямую линию, которую затем лучше прорезать острой чертилкой, пользуясь длинной стальной линейкой (не короче 2 м). На полученной линии при помощи стальной рулетки откладывают последовательно отрезки, равные шпациям, т. е. 880 мм, пять по.600 и 1300 мм, причем общая длина их при проверке должна быть точно 5180 мм (длина корпуса). Из каждой полученной точки восставляют перпендикуляр к базовой линии. Для большей надежности можно прочертить параллельно базовой линии' еще основную (на расстоянии 1000 мм); при этом рекомендуется проверить диагонали каждого из полученных прямоугольников — они не должны отличаться одна от другой более, чем на 1 мм.
Разбивку чертежа начинают с линии борта и палубы на проекции бок, для чего используют часть табл. 9, названную высотой от базовой линии, графы борт и палуба у борта. Для 0 шп. заданный размер по палубе (90 мм) откладывают вниз по перпендикуляру, проведенному от начала базовой линии и отмечают карандашом. Следующие размеры (122, 140 и 160 мм) откладывают вниз от базовой соответственно по шпангоутам 1, 2 и 3, получая в результате четыре отметки, по одной на каждом сечении. В данном случае эти точки образуют прямую линию, которую прочерчивают по линейке остро отточенным карандашом. В подавляющем большинстве случаев полученные при разметке точки образуют кривую линию, для прочерчивания которой поступают следующим образом.
Взяв одну из заготовленных реек, крепят ее гвоздями или при помощи специальных грузил («крыс») примерно на середине длины отрезка у одной точки. Концы рейки последовательно подгибают к отмеченным точкам и также крепят гвоздями или грузилами. Может оказаться, что некоторые точки смещены от плавной кривой в результате небольших ошибок в таблице плазовых ординат и во время разбивки; тогда рейку следует отогнуть настолько, чтобы она заняла естественное положение по плавной кривой. Плавность кривой проверяют на глаз. Если линия изгиба рейки не имеет изломов, бугров или впадин, вдоль нее прочерчивают искомую линию. В тех случаях, когда длины рейки на всю линию недостает, линию вычерчивают в два-три приема, но обязательно перекрывая уже начерченный участок не менее чем на 1 м.