По конструкции корпуса

Малотоннажные суда строят с поперечной, продольной и смешанной системами набора.
При поперечной системе набора прочность корпуса обеспечивается, в основном, поперечными связями (шпангоутами), расположенными на небольших расстояниях (шпациях) друг от друга при минимальном количестве продольных связей. При этой системе поперечная прочность корпуса обеспечивается шпангоутами, бимсами и переборками, а продольная — наружной обшивкой, палубным настилом, килем, планширем и привальными брусьями. Стрингеры служат местными подкреплениями.
При продольной системе набора основные прочные связи: киль, привальные брусья, стрингеры, ватервейс, планширь непрерывны по длине судна и имеют увеличенные размеры, что позволяет уменьшить число шпангоутов при обеспечении (с учетом наружной обшивки) достаточной общей прочности корпуса.
При смешанной системе набора основные прочные непрерывные связи располагаются примерно поровну как в продольном, так и в поперечном направлениях. »
У безнаборных судов местная и общая прочность обеспечиваются скорлупной конструкцией обшивки (суда из шпона, выклеиваемые на болване) и жесткостью банок, переборок и воздушных ящиков у небольших судов из пластмасс. У более крупных судов из пластмасс прочность корпуса обеспечивается двухслойной обшивкой (иногда с заформовкой деревянных или пластмассовых деталей) или местными пустотелыми или монолитными утолщениями, приформовывае-мыми к обшивке в процессе изготовления корпуса. Иногда эти утолщения заполняют пористыми материалами (пенопласт и пр.). Нередко необходимую жесткость корпусу пластмассовых и металлических судов придают за счет продольных гофров или зигов.