Древесина

Ценность древесины как судостроительного материала зависит от породы, физических и механических свойств.
Древесиноведение различает ядровые, спелодревесные и заболон-ные породы деревьев. Если центральная часть ствола, окружающая сердцевину, более темного цвета, то такую породу называют ядровой. К ядровым породам относятся лиственница, сосна, кедр, дуб, ясень.
У спелодревесных пород (ель, бук, пихта) средняя часть по цвету не отличается от примыкающей к коре, однако содержит меньше влаги.
У заболонных пород (береза, граб, клен) средняя и периферийная части ствола не имеют различий.
Учитывая наиболее широкое распространение в малотоннажном судостроении ядровых пород, полезно отметить их некоторые особенности.
Если распилить бревно поперек и посмотреть на торцовый срез, то можно ясно различить строение древесины. В центре ствола находится рыхлая ткань, иногда отделяющаяся от остальной древесины,азываемая сердцевиной. Сердцевина занимает от 1 до 4% площади торцового среза. В качестве материала для строительства моторных судов она непригодна, ее следует вырезать.
Ядровая древесина прочна, почти не поддается загниванию. Из ядровой части выпиливают материалы, идущие на набор, обшивку и палубу.
К ядру примыкает наружная, еще неокрепшая часть дерева — заболонь. Она насыщена водой и растительными соками. Чем
моложе дерево, тем больше у него заболонь. У зрелых деревьев заболонь занимает от 30 до 60% площади среза ствола. Древесина заболони непрочна, легко загнивает, коробится,, строение ее неоднородно; при постройке моторного судна ее используют только как вспомогательный материал.
Свежий, своеобразный для каждой породы запах и ровный, с блеском цвет характерны для древесины хорошего качества и, наоборот, наличие пятен, неравномерная окраска, резкое изменение тонов, особенно ближе к заболони, плесень в порах и несвойственный данной породе запах указывают на недоброкачественность древесины.