Моторная лодка ПК-5

Разновидность этого типа — мотолодки с двумя кокпитами вряд ли можно признать целесообразными из-за неизбежной в этом случае стесненности е связи с потерей полезной площади.
Общая для всех видов транспорта тенденция к повышению скорости вызвала к жизни обтекаемые, аэродинамические формы.
Таким образом, для правильного архитектурного решения мотосудна- необходим целый комплекс знаний, в том числе и общей технической эстетики.
Основа современного взгляда на оформление любого изделия — практичехкая целесообразность при минимальных декоративных средствах.
Мотолодки со стационарными двигателями по архитектурному решению принципиально не отличаются от рассмотренных типов, однако их внутренняя планировка б основном определяется принятым расположением двигателя. Можно отметить следующие распространенные варианты планировок:
1. Моторный отсек не предусмотрен, банки для сидений расположены по обоим бортам и в оконечностях. Управление газом расположено непосредственно у двигателя, выхлоп выведен за борт, гребной вал выходит через кормовой дейдвуд, руль обычно навесной с румпелем. Этот вариант характерен для мотосудов с О-образными обводами: спасательных, рабочих и промысловых шлюпок, некоторых типов тихоходных пассажирских, буксирных и грузовых мотосудов, часто переоборудованных из гребных шлюпок. На буксирных и грузовых мотосудах число банок обычно значительно уменьшают с тем, чтобы получить большую площадь под грузы.
2. Двигатель установлен в открытом кокпите и закрыт капотом, верхнюю поверхность которого используют как стол.
Управление газом и штурвал размещены перед носовым сиденьем или на отдельной тумбе. Как и на мотолодках с подвесными моторами, такое расположение характерно для беспалубных мотосудов; оно дает возможность получить большую открытую площадь.
3. В последние годы наиболее распространенный вариант — размещение двигателя в кормовом отсеке у транца . В некоторых случаях такое размещение двигателя является единственно возможным (например, при Z-образных передачах на гребной винт), но в основном этот вариант получил распространение из-за своих преимуществ. Кокпит расположен в средней, наиболее широкой части корпуса, удобной для размещения сидений, спальных мест, оборудования; носовая часть достаточной протяженности закрыта палубой, что уменьшает заливаемость и при наличии ветрового стекла хорошо защищает кокпит от брызг; шум и вибрация двигателя меньше воздействует на пассажиров.
Моторный отсек отделяют от кокпита водонепроницаемой переборкой, сверху прикрывают палубой с люком для доступа к двигателю. Переборка между моторным отсеком и кокпитом обычно имеет уступ, на котором закрепляют кормовое сиденье. В отсеке места, под сиденьем, а также у бортов можно использовать для размещения запасов топлива, инструмента и некоторого снаряжения. Гребной вал короткий, с большим наклоном к основной; в линии валопровода требуется угловая передача.
5. Двигатель расположен в носу ё моторном отсеке, закрытом сверху палубой, простирающейся почти до середины мотосудна. Для доступа в моторный отсек предусмотрен люк в палубе. Кокпиты (один или два) — в корму от моторного отсека за водонепроницаемой переборкой. Гребной вал длинный, с небольшим наклоном к горизонтали.
Указанный вариант применяют относительно редко в связи с тем, что при этом трудно осуществить наивыгоднейшую центровку (особенно, когда установлен тяжелый двигатель). При удовлетворительной центровке двигатель смещен к миделю, а это значительно уменьшает полезно используемую площадь.