Архитектура малотоннажного моторного судна

Под архитектурой судна понимают искусство проектировать его внешний вид и внутреннее расположение таким образом, чтобы сочетать решение практических задач с эстетическим оформлением корпуса, рубок и отдельных деталей. Моторное судно должно внешним видом отвечать своему назначению, отличаться строгой целесообразностью и соразмерностью всех частей, изяществом и красотой линий (без ущерба для внутренней планировки и навигационных качеств). Эта задача, кажущаяся на первый взгляд простой, 1 в действительности очень сложна.
Во-первых, размерения мотосудна должны строго соответство- ' вать его назначению и обеспечивать требования гидродинамики движения. С другой стороны, в эти размерения часто с большим трудом вписываются места для пассажиров и запасов, оборудование и т. п., особенно если при этом желание конструктора является определяющим фактором. Наглядне'е всего это проявляется в отношении размеров по высоте: например, на небольших мотосудах устанавливают полноразмерные рубки.
Во-вторых, если определение размерений и обводов корпуса, расчет ходкости и т. п. основываются на строгих математических зависимостях, то вопросы архитектуры принадлежат к области искусства. На практике их нередко относят к категории «дело вкуса», упуская из виду, что и в этом вопросе необходимы хотя бы элементарные знания основных законов архитектуры и эстетики.
Наконец, само понятие об эстетических требованиях не является постоянной категорией. Как внешнее оформление всех окружающих нас предметов изменялось с развитием общей культуры, так и архитектура мотосудов претерпела ряд изменений: на смену неуклюжим паровым баркасам с высокой дымовой трубой пришли современные стремительные с красивым внешним видом катера. Общая для всех видов транспорта тенденция к повышению скорости вызвала к жизни обтекаемые, аэродинамические формы.
Таким образом, для правильного архитектурного решения мотосудна необходим целый комплекс знаний, в том числе и общей
технической эстетики.
Основа современного взгляда на оформление любого изделия —
практическая целесообразность при минимальных декоративных средствах.