Принципы классификации малотоннажных судов ч.2

3. По режиму движения. Основные режимы движения малотоннажных судов: плавание, переходный режим, глиссирование, движение на подводных крыльях и движение на воздушной подушке.
4. По обводам корпуса. По обводам корпуса моторные суда разделяют на округлые (условное обозначение О); U-образные (U); V-образные (V); плоскодонные (ц); морские сани (W); продольно-и поперечно-ступенчатые (реданные) (Г); многокилевые (М).
Обводы О-образные характерны для судов водоизмещающих, движущихся в режиме плавания; U- и V-образные — для переходного режима; V-образные, плоскодонные, морские сани, многокилевые и реданные — для глиссирующих^ судов. Многокилевые суда — три-, мараны отличаются наличием трех килей и двух тоннелей по днищу; катамараны могут иметь любые из перечисленных выше обводов. Суда на подводных крыльях имеют обводы, присущие переходному режиму и режиму глиссирования. Для судов на воздушной подушке еще четко не определены обводы, их своеобразные формы приспособлены к созданию и удержанию под днищем «воздушной подушки».
5. По материалу корпуса. Основными материалами Для корпусов малотоннажных судов служат древесина, пластмассы и металлы; в незначительных количествах для этих целей используют парусину, брезент, резину, картон, стекло- и армоцемент.
Древесину применяют в виде фанеры различной степени водостойкости, досок, реек, шпона и древесных пластиков: арктилита,бакелизированной фанеры и пр.; пластмассы — в основном стеклопластик и в небольших количествах другие пластмассы; металлы — в большинстве алюминиевые сплавы и в меньшем количестве сталь.
Композитные суда с металлическим набором и деревянной обшивкой строят редко. За последнее десятилетие любители широко освоили постройку судов с обшивкой из фанеры, оклеенной снаружи, а иногда и внутри, стеклотканью на эпоксидном или полиэфирном клее.
Относительная применяемость материалов при постройке корпусов судов любителями приведена в табл. 1. Не охватывая всего многообразия и количества судов, построенных любителями за последние годы, данные таблицы отражают общие для каждой страны тенденции; по СССР они собраны авторами, по США учтено 532 судна любительской постройки, демонстрировавшихся на ежегодной нью-йорской выставке в 1966 г.
Интересно проследить динамику применяемости материалов для любительского малотоннажного судостроения США за 1960—1966 г.
По данным американской ассоциации фабрикантов двигателей и лодок (NAEBM) удельный вес постройки судов из древесины за 6 лет снизился с 48,4 до 25,5%, из стеклопластика и других пластмасс за это же время возрос с 35,3 до 54,6%, применение алюминиевых сплавов незначительно увеличилось. Применение остальных материалов стабильно.