Постоянство подъемной силы

Постоянство подъемной силы, т. е. равновесное движение мотосудна, в этом случае достигается тем, что с изменением скорости изменяется погруженная часть крыльев и, следовательно, их подъемная сила. Все три варианта этой схемы, показанные на рис. 63, а, имеют надежное саморегулирование подъемной силы, однако лучшим является вариант с V-образным крылом. Такое крыло обеспечивает-плавный отрыв корпуса с небольшим «горбом» сопротивления, хорошие мореходные качества на волнении (крыльевой режим движения не срывается при прохождении волн под корпусом) и достаточную остойчивость, так как при крене судна в воду входит свободный конец крыла (или наклонные части аркообразного или трапецеидального крыла), подъемная сила которого создает восстанавливающий момент. Изготовление крыльев по схеме а) относительно несложно (особенно V-образных), а их конструкция обеспечивает достаточную жесткость.
Вместе с тем эта схема обладает и рядом недостатков.
Гидродинамическое качество этих крыльев ниже, чем полностью погруженных вследствие дополнительного сопротивления из-за брызг, образующихся при пересечении крылом поверхности воды, большого градиента давлений на протяжении размаха крыла и возможного засасывания воздуха на верхнюю поверхность крыла (в зону разрежения), что приводит к уменьшению подъемной силы.
Для обеспечения поперечной остойчивости на расчетной скорости хода необходимо, чтобы оставшаяся в воде часть крыльев была достаточной ширины. Это приводит к большому размаху крыльев, обычно превышающему ширину корпуса, т. е. увеличивающему габариты мотосудна. V-образность крыльев приводит также и к увеличению габаритной осадки. Кроме того, мотосуда с крыльями, пересекающими поверхность воды, имеют худшую поворотливость по сравнению с судами на погруженных крыльях.