Центровка моторного судна

Первое условие плавучести — равенство силы веса и силы поддержания. Выше при определении главных размерений рассматриваемого в качестве примера мотосудна было подсчитано, что при осадке Т — 0,18 м это равенство будет соблюдаться, причем небольшие отклонения веса или объема компенсируются изменением осадки, т. е. всплытием или погружением мотосудна.
Второе условие плавучести заключается в том, что равнодействующие сил веса и сил поддержания расположены в одной продольно-вертикальной плоскости — плоскости ДП. Когда мотосудно находится в покое или движется с незначительной скоростью, эти силы расположены на одной вертикали. Положение равнодействующей сил поддержания определяется положением ЦВ, координату которого хс рассчитывают способами, изложенными в § 7. Там для примера определена координата ЦВ проектируемой мотолодки, равная хс = —0,67 м от мидель-шпангоута или хс = 1,255 м от транца. Для того чтобы лодка в покое была «на ровный киль», т. е. без дифферента, необходимо так разместить грузы, чтобы их равнодействующая отстояла от транца также на 1,255 м. Это условие выражается равенством xg = хс, где xg — положение ЦТ по длине мотолодки .
Указанное условие справедливо только в состоянии покоя и в режиме плавания, когда силы веса уравновешиваются только гидростатической силой поддержания. В переходном режиме и при глиссировании, как известно, появляется дополнительная гидродинамическая сила и взаимное положение ЦВ и ЦТ требуется иное.
Такое размещение нагрузки, при котором достигается необходимое для данных условий положение центра тяжести, называется центровкой, или удифферентованием, мотосудна.