Морские сани

Морские сани представляют собой как бы V-образный корпус, разрезанный по ДП и совмещенный бортами внутрь, так что в днище образуется тоннель, понижающийся от носа к корме (рис. 40, табл. 18). При движении судна на быстром ходу тоннель заполняется смесью воды и воздуха, которая создает подушку, смягчающую удары волн. Вогнутые сечения шпангоутов также обладают амортизирующим свойством, поэтому морские сани отличаются высокой мореходностью в сочетании с хорошей остойчивостью, которая обеспечивается относительно большой шириной глиссирующей поверхности. Скольжение на воздушно-водяной смеси снижает сопротивление трения, а своды днища уменьшают брызго- и волнообразование, что в итоге обеспечивает хорошие ходовые качества морских саней.
Тоннель морских саней выполняют, как правило, сводчатой формы в носу, а затем, уменьшая его по высоте в корме, переводят к транцу в плоский участок днища. Для упрощения постройки своды тоннеля можно делать из двух плоскостей, сходящихся в ДП под углом, который к транцу также переходит почти в плоскость. Своды тоннеля в плане ограничиваются прямыми линиями, параллельными ДП. Наружные борта выполняют также прямыми с постоянной шириной и, чаще всего, с развалом для увеличения полезной площади палубы. Наружные скулы для улучшения поворотливости рекомедндуется делать скошенными .
Дальнейшим развитием морских саней является разделение днищевого тоннеля на два путем устройства в ДП третьего киля . Такие трехкилевые суда получили название тримаранов. Их общее преимущество по сравнению с морскими санями заключается в том, что наличие двух тоннелей улучшает их гидродинамический эффект (увеличивается подъемная сила), а три киля и форштевня увеличивают прочность корпуса и еще более смягчают ход на волнении.
Средний киль в носовой части может быть сильно развит: по площади поперечного сечения он равен примерно двум боковым . Такой тип тримаранов в зарубежной литературе назван «кафедральным», или «крылом чайки». Образованные при этом два сводчатых тоннеля или сохраняются на всей длине (немного уменьшаясь в корме), или плавно сходят к транцу почти на нет, так что в корме получаются обводы типа волноуловитель. Такая форма обеспечивает более равномерное распределение водоизмещения по длине со сдвигом ЦВ в нос, что позволяет эффективнее использовать полезную площадь тримарана для размещения оборудования при сохранении удовлетворительного дифферента.