Типы малотоннажных моторных судов

Проектированием и постройкой корпусов судов и моторов занимаются не только специализированные конструкторские бюро и заводы. В значительной степени прогресс техники малотоннажного судостроения зависит от творчества широкого круга любителей водно-моторного спорта и туризма.
Технологические новинки и достижения науки и техники осваиваются и творчески внедряются любителями в практику малотоннажного судостроения весьма оперативно. Не следует забывать, что стеклопластик, стекло- и армоцементы, водометы, подводные крылья и воздушная подушка стали широко известны в сочетании с малотоннажным, зачастую любительским, судостроением.
Не редки случаи, когда моторные суда и двигатели, разработанные и построенные любителями для прогулочных или иных целей, находили применение в народном хозяйстве.
Для всех судов, в том числе малотоннажных, существуют объединяющие их требования: плавучесть, остойчивость, прочность, непотопляемость, надежность силовой установки и устройств. Однако одно моторное судно пригодно для поездки на охоту или рыбалку, но не годится для длительного туристского похода; другое — подходит для спортивных гонок, но не может быть использовано даже для кратковременной субботней или воскресной прогулки; на третьем можно плавать по тихим плесам небольшой реки, но опасно выходить в большое озеро, водохранилище или морской залив.
Поэтому при проектировании моторного судна необходимо с самого начала четко представить себе все требования, которым оно должно отвечать. Нередко эти требования противоречат одно другому: например, практически невозможно спроектировать хорошее судно, наиболее удобное для длительного путешествия во время отпуска и для кратковременного выезда на прогулку или рыбную ловлю.
Задача сводится к отысканию лучших компромиссных решений, что невозможно осуществить без определения основных технических данных корпуса будущего судна, двигателя и движителя, а также цели постройки судна. К сожалению, выбор двигателя и материала корпуса не всегда зависит от любителя; зачастую к реальным возможностям данного периода приходится подстраивать размерения и конструкцию проектируемого судна.
Для облегчения выбора типа судна, наиболее полно отвечающего различным условиям эксплуатации ниже даны основные принципы классификации малотоннажных судов, выработанные практикой их проектирования и строительства. Постоянное развитие типов моторных судов не позволяет рассматривать эти принципы как нечто незыблемое: они систематически корректируются теорией и практикой малотоннажного судостроения.