Плоско-килеватое днище

Плоско-килеватое днище с отгибом у скулы вниз аналогично обводам типа волноуловитель. Здесь отражение брызго-вых струй происходит на отогнутых участках днища, ширину которых рекомендуется принимать равной 0,1 В, а высоту 20—40 мм в зависимости от размеров судна. Такой отгиб должен простираться по длине от транца на (0,5-г-0,6) L в нос, перекрывая переднюю границу ходовой ватерлинии в любых случаях эксплуатации. Конструктивно выполнять его проще в виде отдельной накладки, выстроганной из доски, затем накладку устанавливают на днище, как показано на
рис. 30.
Подобно отогнутым у скулы участкам днища действуют и устанавливаемые на днище продольные накладки, называемые иногда реданами. На их профилированных поверхностях поперечный поток, вызванный килеватостью днища, отгибается вниз и на некоторой ширине за накладкой отрывается от днища. При этом на накладках возникает дополнительная подъемная сила, смоченная поверхность уменьшается, а поток воды, раздробленный накладками, вырывается с бортов в виде низкой распыленной струи, на замывающей борта. Все это приводит к улучшению гидродинамического качества на 15—
20%.
Такие накладки применены на польской моторной лодке Альга . Для мотосудов с выпукло-килеватыми днищами особенно целесообразна установка продольных накладок (реданов) с профилированными поверхностями, так как они компенсируют недостаток подобных обводов, о котором говорилось выше.Расположение и размеры накладок можно рекомендовать как типовые для мотосудов подобного типа. При длине лодки 5—6 м высоту накладок следует увеличить до 20 мм, а для мореходных мотосудов устанавливать днищевые накладки параллельно ватерлиниям с незначительным подъемом в носу.
Непременными условиями являются острые рабочие кромки днищевых и скуловых накладок и их строгая параллельность ДП в кормовой части, в районе глиссирующего участка днища.
Из сказанного следует вывод, что вместо различных изогнуто-килеватых форм, усложняющих постройку мотосудна, особенно с обшивкой из фанеры, предпочтительнее применять для глиссирующих судов плоско-килеватые днища с накладками, формирующими отгиб днища у скулы , или с продольными днищевыми и скуловыми накладками , тем более, что при таких конструкциях легко опробовать различные варианты до получения лучшего результата. Не следует, однако, забывать, что эффективность продольных накладок-реданов, о которой говорилось выше, проявляется при достаточно высоких числах Фруда — более 3,5.