Влияние килеватости

Корпуса глиссирующих мотосудов в поперечном сечении могут иметь плоское и килеватое различной формы днище. Первые обладают высоким гидродинамическим качеством и просты в изготовлении, однако отличаются плохими мореходными качествами вследствие сильных ударов даже при незначительном волнении. Это приводит к большим динамическим нагрузкам, и поэтому плоские днища применяют только в отдельных случаях — на мотосудах для закрытых водоемов и гоночных судах.
Наиболее широкое распространение получили мотосуда с плоско-килеватыми днищами. Суда этого типа по сравнению с плоскодонными глиссирующими судами не намного сложнее в изготовлении, обладают повышенной мореходностью и испытывают меньшие нагрузки на днище, но несколько уступают по ходовым качествам плоскодонным вследствие уменьшения подъемной силы и увеличения брызгообразования и смоченной поверхности.
Гидродинамическую подъемную силу AN, действующую перпендикулярно днищу мотосудна , можно в случае килеватого Днища разложить на две составляющие: вертикальную силу Az и поперечную Ау. Уменьшение вертикальной составляющей Аг по сравнению с нормальной силой AN можно приравнять уменьшение нагрузки. Сила Ау вызывает поперечное перетекание воды под днищем и образует брызговую пелену по бортам. Сила, затрачиваемая на создание этой пелены, называется индуктивным сопротивлением глиссера.
С увеличением угла килевато-сти р увеличивается Ау и уменьшается Аг, следовательно, ухудшаются глиссирующие качества. Так, при увеличении угла килеватости от О до 20° относительное сопротивление RID возрастает примерно на 25—30%, а при угле килеватости более 40° глиссирование вообще прекращается и движение переходит в режим плавания. Компромиссным является угол килеватости на миделе для речных мотосудов 6—12°. Важно также распределение килеватости по длине судна. Для сохранения постоянного угла атаки значительно изменять угол килеватости по длине днища не рекомендуется во избежание веерообразного «отваливания» (как из-под лемеха плуга) набегающего потока . Опытами установлено, что изменение килеватости от миделя к транцу в 1,7 раза увеличивает относительное сопротивление судна на 10—12%.