Днище глиссирующего мотосудна

Днище глиссирующего мотосудна движется под углом к поверхности воды. Гидродинамическое давление воды А на днище имеет максимальную величину у носовой части смоченной поверхности днища, а затем быстро уменьшается по направлению к корме . Таким образом, полезную подъемную силу создает, грубо говоря, в основном носовая половина глиссирующего участка, а остальная часть влияет почти только на сопротивление трения. Изгиб днища выпуклостью вниз усугубляет эту картину тем, что в кормовой части может даже образоваться разрежение, что и приводит к «подсосу» днища (увеличению осадки) и образованию попутной волны. Если днище в кормовой части отогнуть вниз, как это сделано, например, на корпусе прогулочной мотолодки , то поток воды будет отклоняться вниз, вследствие чего давление на днище возрастает. На эпюре сил, изображенной на рис. 8, пик у носовой кромки сглаживается, а силы в кормовой части увеличиваются. Для получения той же величины подъемной силы требуется меньший участок, что уменьшает смоченную поверхность и сопротивление трения. Некоторый сдвиг центра давления в корму уменьшает ходовой дифферент и улучшает работу гребного винта вследствие задержки и ослабления кавитации.
Все это обеспечивает плавность хода и увеличение скорости мотосудна на 8—10%.
Общих правил для назначения величины отгиба днища вниз дать невозможно; его оптимальное значение можно установить только экспериментальным подбором. В качестве первого приближения можно отметить, что изгиб должен распространяться от транца в нос примерно на 0,1—0,4 ширины транца с плавным переходом в горизонтальную часть, а угол наклона составлять 1—3° к ОЛ. Аналогичный эффект может быть достигнут установкой на транце в одной плоскости с днищем небольших щитков, или транцевых плит . Длину их обычно принимают около 0,2 В1Р, а по ширине транца делают два отдельных щитка.
Установка транцевых плит особенно целесообразна на мотосудах с большой удельной нагрузкой при расположении ЦТ в корму от мидель-шпангоута. Плиты должны иметь регулировку угла установки, тогда при нескольких проверочных пробегах можно подобрать их наивыгоднейшее положение.
Более совершенной, однако и несравнимо более сложной, является конструкция транцевых плит, позволяющая регулировать их угол установки на ходу. При этом можно получить наилучшие результаты в различных условиях эксплуатации: при изменении нагрузки, положения ЦТ, состояния водной поверхности, на поворотах и т. п.