Глиссирующие суда

В начальный период глиссирования и в режиме чистого глиссирования, т. е. при Fry > 2,5, существенную часть в общем сопротивлении воды движению судна составляет сопротивление трения (30% и более). В этих условиях чрезвычайно важно предотвратить замывание водой бортов, о котором говорилось выше, чтобы на ходу было смочено только днище или часть его. Для этого нужен ломаный переход от днища к бортам, образующий скулу, т. е. V-образные обводы.
Теоретический чертеж мотолодки с V-образными обводами приведен на рис. 28 . Мотосуда такого типа получили широкое распространение при движении в режиме глиссирования и переходном благодаря упрощению технологии постройки и улучшенным гидродинамическим качествам при высоких скоростях движения.
Строго говоря, преимущества V-образных обводов начинают сказываться при Fry >2,2, и применение таких обводов до этого предела оправдано только технологически.
Со времени применения первых таких обводов разработано большое количество их модификаций, намного больше, чем судов предыдущих типов, причем процесс поисков продолжается и в настоящее время. Объясняется это несколькими причинами.
Во-первых, режим глиссирования охватывает очень широкий диапазон скоростей - от нескольких десятков до 200 км/ч и более и, естественно, что различие скоростей должно вести к многообразию обводов корпусов.
Во-вторых, постоянное появление более мощных и легких двигателей и новых материалов для корпусов, с одной стороны, увеличивает возможности таких поисков, а, с другой стороны, иногда и принуждает к ним, так как новые материалы требуют и новых конструктивных форм для их использования.