Суда водоизмещающие и переходного режима движения

Многолетняя практика постройки и эксплуатации водоизмещающих мотосудов показала, что угол заострения носовых ветвей ватерлиний должен быть оксло'20°, незначительно меняясь в зависимости от скорости, при этом участки ватерлиний в носу рекомендуется делать близкими к прямым линиям. Форма ватерлиний в корме значительно зависит от скорости: чем больше скорость, тем полнее должны быть кормовые участки ватерлиний. Их форма, однако, в основном определяется килеватостью транца, о величине которой будет сказано ниже.
Наличие вартикального киля, переходящего в корме в выступающий дейдвуд, характерное для водоизмещающих мотосудов увеличивает продольную прочность, надежно защищает гребной винт от поломок и улучшает устойчивость на курсе (при некотором ухудшении поворотливости), но увеличивает смоченную поверхность и, следовательно, сопротивление трения, что отрицательно сказывается на ходкости. Кормовой дейдвуд, кроме того, затрудняет подтекание воды к гребному винту и поэтому устройство его нежелательно.
Типичный представитель судов рассматриваемого типа — туристский катер Помор , а плазовые ординаты в табл. 5. Этот катер предназначен для плавания с небольшой скоростью в водоемах со значительным волнением. Мореходность его обеспечивается развалом шпангоутов по всей длине корпуса, закрытой каютой в носовой части, достаточной высотой борта, увеличенным в районе открытого кокпита фальшбортом и пр.