Форма корпуса. Теоретический чертеж

Главные размерения характеризуют только величину моторного судна. Точное представление о форме корпуса, т. е. его обводах, дает теоретический чертеж — изображение в трех проекциях различных взаимно перпендикулярных сечений корпуса. Этот чертеж является основным проектным документом для постройки моторного судна; по нему определяют размеры и очертания основных элементов набора корпуса (киля, форштевня, транца, шпангоутов и т. п.) и рассчитывают мореходные качества судна.
Способы построения теоретического чертежа, общие для любого судна, подробно освещены в специальной судостроительной литературе [33], поэтому ниже изложены только принципы построения, необходимые для понимания дальнейшего материала, при этом основное внимание уделенр прикладной стороне вопроса.
Три взаимно перпендикулярные плоскости проекций теоретического чертежа следующие: диаметральная плоскость, плоскость грузовой ватерлинии и плоскость мидель-шпангоута; проекции сечений корпуса на эти плоскости соответственно называются боком, полуширотой и корпусом . Однако сечения только тремя главными плоскостями недостаточно для изображения формы корпуса, поэтому параллельно им проводится еще ряд плоскостей, пересечение которых с поверхностью корпуса дает батоксы (1—3 плоскости, параллельные ДП), ватерлинии (2—4) и шпангоуты. Число этих сечений зависит от сложности обводов. Так, для небольших мотолодок с плоскокилеватыми шпангоутами ватерлинии и батоксы можно не строить или ограничиться их построением только в носовой оконечности. Кроме того, у рассматриваемых малотоннажных мотосудов число и места расположения теоретических шпангоутов, как правило, совпадают с практическими шпангоутами, что иногда приводит к неодинаковой длине шпаций. Обычно число шпангоутов равно 5—10 в зависимости от обводов. В силу симметричности корпуса относительно ДП проекции полушироты и корпуса строят только по половине, причем на корпусе справа изображают половины носовых шпангоутов, а слева — кормовых.
Вычерчивая с прототипа или разрабатывая новый теоретический чертеж, масштаб следует выбирать по возможности крупнее (в зависимости от рабочего места, размеров бумаги и инструмента). Обычно применяют масштабы 1 : б и 1 : 10.
Для вычерчивания теоретического чертежа необходимо иметь плотную бумагу (ватман или полуватман), твердые карандаши (ЗТ, 4Т), набор судостроительных лекал или тонкие рейки (3x5— 4x6 мм) с грузиками («крысами») для вычерчивания кривых линий, обычный чертежный инструмент.
Сетку и теоретический чертеж рекомендуется выполнять тонкими линиями при возможно более тщательном согласовании одинаковых точек на всех трех проекциях.
Теоретические чертежи металлических судов и судов с фанерной обшивкой вычерчивают, как правило, по внутренней кромке обшивки, т. е. по непосредственным размерам шпангоутов, для деревянных судов задают размеры по наружной кромке обшивки. Располагают все чертежи в судостроении так, чтобы нос находился справа.
В практике иногда необходимо использовать теоретический чертеж, опубликованный в печати в произвольном масштабе без таблицы плазовых ординат. В этом случае прежде всего определяют масштаб изображения, для чего измеряют любой отрезок известной величины (длина, ширина, шпация) и действительную длину этого отрезка делят на размер, снятый с чертежа, и таким образом узнают масштаб изображения. Например, известно, что шпация равна 400 мм, а при замере по рисунку — 28 мм, тогда 400 : 28 % 14,3, т. е. масштаб рисунка — 1 : 14,3. Результат желательно проверить по двум-трем величинам. Далее можно вычертить теоретический чертеж в масштабе 1 : 5 или 1 : 10, причем все ординаты, снимаемые с рисунка, умножают на 14,3 (масштаб рисунка) и делят на 5 или 10 (масштаб чертежа). После согласования теоретического чертежа (при этом неизбежна корректировка) обычным путем составляют таблицу плазовых ординат.