Размерения и форма корпуса

Величина корпуса судна характеризуется его главными размере-ниями. К числу их относятся:
— длина расчетная L, т. е. длина по конструктивной ватерлинии (КВЛ) между точками пересечения ее с линиями оконечностей судна;
— длина наибольшая LH6, измеряемая параллельно плоскости КВЛ по наибольшей длине корпуса без выступающих частей;
— длина габаритная Lra6, т. е. длина корпуса с учетом выступающих частей (штевни, рули, сопла водометов и т. п.);
— ширина расчетная В, измеряемая по КВЛ в наиболее широком месте;
— ширина наибольшая Внб, измеряемая параллельно плоскости КВЛ в наиболее широком месте корпуса без выступающих частей;
— ширина габаритная Вгаб, т. е. наибольшая ширина мотосудна с учетом выступающих частей (привальный брус, були и т. п.);
— высота борта расчетная Я, т. е. расстояние по вертикали от основной плоскости до самой нижней кромки палубы (для открытых судов — планширя) в плоскости мидель-шпангоута. Плоскость мидель-шпангоута проходит посредине расчетной длины; 1
— осадка расчетная Т, измеряемая по вертикали от плоскости КВЛ до основной линии. Основная линия (ОЛ) — след основной плоскости — проходит в ДП параллельно плоскости КВЛ через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута;
килевая линия проходит в ДП по внутренней поверхности обшивки
__ осадка габаритная Тгаб, измеряемая от КВЛ до низшей точки
судна с учетом выступающих частей, (руль, ограждение гребного винта, подводное крыло и т. п.).
Мореходные, или навигационные, качества моторного судна во многом определяются соотношениями главных размерений, основными из которых являются LIB, LIH и HIT.
Отношение длины к ширине LIB оказывает существенное влияние на ходкость и управляемость мотосудна. При движении в режиме переходном и глиссирования, когда меньшая или большая часть веса воспринимается гидродинамической подъемной силой, возникающей на скользящем по воде участке днища, выгодным является более короткий, но широкий корпус, обеспечивающий, образно говоря, «большую опору». В настоящее время значения LIB находятся в пределах 2,5—3,5 (в отдельных случаях 2,0—4,0), причем большие значения относятся к водоизмещающим судам с О- и U-образными обводами и с большей длиной.