Управляемость судна

Управляемость судна зависит также от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов, влияние которых сказывается по-разному на различных режимах движения. К эксплуатационным факторам относятся крен, дифферент, ветер, волнение, мелководье и пр. Для проектировщика интерес представляют конструктивные элементы: соотношение главных размере-ний, обводы подводной части корпуса и направление вращения винтов.
Наибольшее влияние на управляемость при движении в режиме плавания оказывает соотношение длины L и ширины В мотосуднаг чем больше значение LIB, тем мотосудно устойчивее на курсе и, следовательно, тем хуже его поворотливость.
Лучшей устойчивостью на курсе среди О-образных корпусов обладают суда с килеватым днищем и ясно выраженным дейдвудом. Среди полуглиссирующих судов худшей устойчивостью на курсе отличаются суда с плоским и слабокилеватым днищами. В случае большой рыскливости устойчивость на курсе можно улучшить, установив в кормовой части днища один или два продольных плавника , назначение которых противоположно назначению стабилизаторов (перьев) в носовой части. Роль кормовых плавников могут выполнять и кронштейны гребных валов, стойки для навески рулей (если они имеются) и стойки кормовых крыльев судов на подводных крыльях. Однако при относительно большой длине эти детали, улучшая устойчивость на курсе, могут значительно ухудшить поворотливость, о чем следует помнить при выборе их размеров, это особенно относится к быстроходным глиссирующим мотосудам.
При эксплуатации необходимо учитывать влияние направления вращения гребного винта на управляемость. Если на судне винт правого вращения, то на переднем ходу лучше выполняется правый поворот (с меньшим диаметром циркуляции), а на заднем ходу — левый поворот; при переходе с переднего хода на задний в первый момент корма резко отклоняется влево (при прямом положении руля); при включении переднего хода у стоящего судна корму забрасывает вправо (при прямом положении руля). Когда гребной винт левого вращения, наблюдается обратная картина.