Классификация мелких моторных судов

Классификация мелких моторных судов представляет некоторые затруднения из-за многообразия их типов и различий в подходе к определению понятий «моторная лодка», «катер» и т. д.
Моряки называют небольшие самоходные беспалубные суда или суда с кокпитами шлюпками, ботами, катерами, баркасами и т. п., а речники — моторными лодками, катерами и т. д.
Спортивная (международная) классификация предусматривает в основном подразделение судов на типы по виду и способу установки двигателя (мотора). Например, суда с подвесными моторами, имеющие ограничения по размерам и весу корпусов, называются моторными лодками; подобные им по типу корпуса суда со стационарными двигателями согласно этой классификации следует называть катерами. При этом в обоих случаях имеются в виду открытые суда.
В Большой Советской энциклопедии дано следующее определение понятия «моторная лодка»: «небольшая открытая лодка с двигателем внутреннего сгорания, предназначенная для разъездов или спортивно-гоночных целей. В отличие от моторного катера, моторная лодка не имеет закрытой каюты».
Третья Всесоюзная научно-техническая конференция по малотоннажному судостроению НТО судостроительной промышленности (Ленинград, 29/Х—1/XI 1966 г.) решила вместо существующих терминов «мелкие суда», «малые суда» и «маломерные суда» ввести единый термин «малотоннажные суда». Этот термин принят в настоящей книге.
Рассматриваются малотоннажные моторные суда в основном любительской постройки, длиной 3—7 м, шириной 1—2,5 м, с осадкой 0.2—0,7 м, водоизмещением до 6 т. Для сравнения приводятся описания отдельных судов других назначений.