Характеристики глиссирующего мотосудна

Ходовые характеристики глиссирующего мотосудна при дельфинировании ухудшаются, и движение может стать опасным. Чтобы избежать этого вредного явления, улучшить продольную ходовую остойчивость и еще больше сократить площадь соприкосновения с водой, несущую поверхность выгодно разделить на две части и разнести их по длине. Это достигается устройством поперечных уступов — реданов на днище глиссеров. Реданные глиссеры касаются воды только небольшими участками днища перед реданами (причем, роль одного из них выполняет транец), поэтому сопротивление воды их движению может быть уменьшено на 30—35%.
Несмотря на получение хороших результатов, реданные глиссирующие суда обладают существенными недостатками: при выходе на редан наряду с сопротивлением трения значительно увеличивается волновое сопротивление и появляется новый вид сопротивления воды — брызговое (усы с бортов и брызговая струя, направленная вперед); большое сопротивление в момент выхода на редан требует значительной мощности для установления режима глиссирования; днище глиссирующего мотосудна подвержено ударам даже небольших волн, что сужает район плавания реданных глиссеров и ставит плавание в большую зависимость от состояния погоды.
Крупным шагом в преодолении указанных недостатков явилось создание мотосудов на подводных крыльях. Под днищем этих судов закреплены на кронштейнах несущие плоскости, напоминающие крыло самолета и выполняющие ту же роль.
Рассмотрим движение подводного крыла в воде под некоторым углом атаки а к направлению движения. Вода обтекает крыло сверху и снизу. На нижней поверхности крыла вследствие давления набегающего потока возникает гидродинамическая сила, направленная вверх, как и на глиссирующей поверхности. Верхнюю поверхность крыла делают всегда выпуклой, поэтому частицы воды, обтекающие крыло сверху, движутся с большей скоростью, что приводит к падению давления, т. е. разрежению над крылом, и оно стремится подняться вверх. Таким образом, на подводном крыле возникают две силы, направленные вверх, в результате чего подъемная сила крыла в три-четыре раза больше, чем у глиссирующей поверхности (при одинаковых площади и скорости).
Эта суммарная сила заставляет судно всплывать, поднимая над водой весь корпус. В воде остаются только крылья, поддерживающие их кронштейны и гребной вал с винтом, поэтому движение осуществляется почти без брызг с небольшим волнообразованием, и суммарное сопротивление движению судов на подводных крыльях при определенных условиях меньше сопротивления движению плавающих и глиссирующих судов. Положение корпуса судна над водой позволяет избавиться от ударов мелких волн, что увеличивает мореходность судна, и при равных с глиссером водоизмещении и мощности двигателя развивать большую скорость.