«Гладкость» смоченной поверхности

«Гладкость» смоченной поверхности характеризуется высотой и количеством различных неровностей на ней. Сопротивление движению в воде оказывают даже так называемые технически гладкие поверхности, т. е. такие, уменьшение шероховатости которых уже не может снизить величину сопротивления трения. С увеличением шероховатости выше определенного предела, зависящего от скорости и размеров поверхности, увеличивается и сопротивление трения. Так,для мотосудна длиной 5 м при скорости 15 км/ч критическая высота бугорков составляет примерно 0,03 мм. В действительности даже тщательно отделанный корпус имеет большую шероховатость. Неровная стыковка отдельных листов или досок наружной обшивки, выступающие головки заклепок и шурупов, небрежная окраска без шлифовки и другие неровности могут увеличить сопротивление трения на 40—50% по сравнению с технически гладкой поверхностью. Это особенно сказывается на коротких поверхностях и кромках обтекаемых деталей при высоких скоростях движения; в данном случае требуется особенно тщательная отделка.
Волновое сопротивление носит сложный характер зависимости от скорости хода и размеров судна. При некоторых соотношениях этих параметров оно достигает своего максимального значения, составляя наибольшую долю в общем балансе сопротивления воды, при других — резко уменьшается (об этом подробнее ниже).
Сопротивление формы, в основном, определяется плавностью обводов подводной части корпуса, оно имеет существенное значение при малой скорости движения.