Испытания двигателя и устройств

После монтажа двигателя и устройств моторное судно окончательно окрашивают и спускают на воду. В течение первых суток нахождения судна на плаву необходимо внимательно следить, не появилась ли водотечность корпуса, проверять надежность сальника дейдвуда и гельмпорта, правильность удифферентовки корпуса. Обнаруженные дефекты следует 'немедленно устранять, даже если для этого придется вытащить судно на берег.
Крен судна более 1—2° недопустим, дифферент на нос или корму возможен только в том случае, если он предусмотрен постройкой.
По истечении суток гребной вал соединяют с двигателем или редуктором и уточняют положение двигателя или редуктора относительно гребного вала. Корректировать соосность гребного и коленчатого (или выходного редукторного) валов можно только за счет смещения двигателя.
При жестком соединении гребного и коленчатого валов допустимая погрешность на расцентровку (излом и смещение) не должна превышать 0,1 мм на 100 мм диаметра фланца.
Для рассматриваемых судов, учитывая упругую деформацию валов, эту погрешность можно принимать в пределах 0,1—0,2 мм независимо от диаметра фланца.
Допустимая расцентровка на быстроходных катерах с автомобильными двигателями не должна превышать 0,05 мм на излом и 0,05 мм на смещение на 1 пог-м длины гребного или промежуточного валов.
Проверку на излом производят, замеряя зазоры между торцовыми плоскостями фланцев в четырех точках при одновременном проворачивании обоих валов на 90°.
Проверку на смещение осей валов производят, проворачивая гребной вал при неизменном положении коленчатого вала двигателя. Если диаметры фланцев соединяемых валов одинаковы, то проверяют совмещение их наружных диаметров. Если фланцы разного диаметра, то проверку смещения осей выполняют с помощью стрелки, устанавливаемой на гребном валу (рис. 218).
Стрелку, изготовленную из полосовой стали, крепят на гребном валу так, чтобы между острием стрелки и маховиком двигателя был небольшой зазор. Зазор замеряют, гребной вал проворачивают на 90° для последующего замера и т. д. по всей длине окружности.
Если разница между замерами будет меньше 0,1 — 0,2 мм, совмещение валов можно считать удовлетворительным, если больше — нет обходимо смещать двигатель в сторону большего размера и производить проверку заново до получения требуемого результата. Более точные результаты можно получить, использовав вместо стрелки индикатор.
При использовании эластичных соединений по типу рис. 156 допустимую расцентровку валов принимают 0,5—1 мм, а при карданных сочленениях — до 7°, но при этом обязательны установка упорного подшипника на гребном валу в корму от карданного шарнира и скользящая посадка кардана на шлицах или направляющих шпонках. Для вала водометного движителя скользящая посадка кардана необязательна.
Когда двигатель окончательно установлен, погрешности центровки валов исправляют, изменяя толщину прокладок между лапами двигателя и фундаментом. При эластичном соединении двигателя с гребным валом двигатель можно установить на прокладках из твердой бензо-, маслостойкой резины толщиной 10—15 мм или на ре-зино-металлических амортизаторах. Это уменьшит передачу вибрации и шума на корпус судна.
Испытания любительского судна и его систем обычно проводят в два этапа — швартовные и ходовые.
Швартовные испытания, завершающие окончание монтажных работ, производят, надежно закрепив судно к причалу или бонам.
Двигатель заправляют смазкой, масленку сальника набивают солидолом; если насос для подачи воды в систему охлаждения не предусмотрен, устраивают временную подачу охлаждающей воды с берега. Запустив двигатель, дают ему проработать вхолостую на малых оборотах 15—20 мин, но следят за тем, чтобы он не перегревался. После этого соединяют двигатель с гребным валом и дают проработать на малых оборотах 10—15 мин.
Если не обнаружено неисправностей (перегрев двигателя, биение гребного или промежуточного валов, тряска и т. п.), двигатель переводят на средние, а затем на полные обороты. Одного часа работы на полных оборотах достаточно для перехода ко второму этапу — ходовым испытаниям.
Следует иметь в виду, что во время швартовных испытаний двигатель не должен развивать полные обороты, так как правильно подобранный для него винт будет тяжел. Если на швартовных испытаниях при открытом полностью дросселе двигатель по тахометру покажет полные обороты, следует подобрать более тяжелый винт, т. е. увеличить диаметр или шаг винта .
Перед ходовыми испытаниями необходимо проверить масленки сальников дейдвуда и руля, отрегулировать натяжение штуртроса, смазать и «расходить» блоки рулевого управления, убрать с борта судна все лишнее, погрузить весла, багор, черпак, веревку, нагрудники или жилеты (по одному на каждого пассажира), кусок брезента, кошму и огнетушитель.
Ходовые испытания проводят в хорошую погоду, по возможности без ветра, на спокойном участке реки или в заливе с чистым фарватером. Идти на ходовые испытания по реке следует против течения, а в озере или заливе — против ветра, не удаляясь от берега.
При обнаружении дефектов необходимо остановить двигатель и отдать якорь, после чего приступить к устранению неполадок.
Особое внимание следует обращать на недопустимый перегрев двигателя, работу системы охлаждения и состояние выхлопной трубы, особенно в местах соприкосновения ее с деревом. Совершенно недопустимо и подлежит немедленному устранению самое незначительное подтекание бензина из карбюратора, бензопровода, бензобака или отстойника. Если не удается устранить течь, подтянув крепления или промазав место протекания мылом, необходимо остановить двигатель и на веслах вернуться к постоянной стоянке судна и там устранить течь. Перед пайкой трубки бензопровод или бензобак следует хорошо промыть водой; пайку бака производят, заполнив его водой.
Во время ходовых испытаний определяют и записывают фактический расход горючего на 1 ч работы двигателя, расход горючего на 1 км пути, скорость хода, радиус циркуляции и поведение судна при поворотах.
Недопустимо резко перекладывать руль с борта на борт, если не установлено, что судно обладает нормальной остойчивостью.
У двигателей, соединенных с гребным валом напрямую, и подвесных моторов следует обязательно проверить действие кнопки стоп и определить путь, который проходит моторное судно по инерции. Для судов, имеющих реверс, кроме того, необходимо проверить длину пробега по инерции при переходе с полного хода вперед на полный назад, обязательно снижая обороты двигателя до устойчиво малых на нейтрали. Знать эти величины необходимо для обеспечения в будущем безаварийной эксплуатации судна.
Надежность работы двигателя в большей степени зависит от обслуживания, качества топлива и смазки, чем от конструктивных особенностей двигателя.
Выпускаемые отечественной промышленностью двигатели при надлежащем горючем, смазке и квалифицированном обслуживании работают хорошо, поэтому при покупке двигателя или подвесного мотора следует тщательно изучить и соблюдать прилагаемую к нему заводскую инструкцию.
Оценить скорость хода при различных нагрузке, центровке и режимах работы двигателя поможет несложный прибор — гидродинамический спидометр, состоящий из манометра низкого давления и отрезка трубки, выведенной за борт и опущенной в районе кормы у скулы (до гребного винта) на 50 мм ниже днища. Манометр устанавливают слева от штурвала.