Непотопляемость

Непотопляемостью называется способность судна сохранять плавучесть в случае попадания большого количества воды через пробоину в корпусе или вырезы в палубе.
Мероприятия, обеспечивающие непотопляемость, можно подразделить на две группы: а) предотвращающие попадание воды в корпус; б) обеспечивающие сохранение плавучести при попадании воды внутрь судна.
В первую группу входят: устройство палубы в носовой и кормовой частях корпуса, установка ветрового стекла или водоотбойных козырьков перед передним кокпитом, устройство фальшборта вокруг кокпитов, ограждение кожухами вентиляционных горловин в палубе и т. п.
К числу мероприятий второй группы относится установка в корпусе водонепроницаемых переборок так, чтобы объем каждого из образованных отсеков был не более запаса плавучести судна, а также устройство воздушных ящиков и установка в корпусе «плавучестей» — материалов с малым удельным весом (например, пенопласта).
Носовая часть судна чаще всего подвергается ударам, следовательно, там скорее всего может образоваться трещина или пробоина. Поэтому на моторных судах всех типов, кроме разряда Л, на расстоянии одной-двух шпаций от форштевня, но не менее 0,5В необходимо устанавливать поперечную водонепроницаемую переборку. Места установки стационарных двигателей — моторные отсеки также рекомендуется ограждать водонепроницаемыми переборками. Помимо обеспечения непотопляемости, эти переборки предотвратят распространение загрязненной топливом и маслом воды из моторного отсека по всему судну.