Осушительная и вентиляционная системы

При эксплуатации моторного судна в его корпусе, особенно в районе открытых кокпитов, неизбежно скапливается вода, попадающая во время дождя, от брызг и т. п. Для ее удаления применяют насосы, навешенные на двигатель, или ручные, установленные отдельно, и используют шпигаты. Во всех случаях приемная труба насоса должна находиться в самой нижней точке корпуса.
Самоотливные шпигаты делают в днище или транце. За патрубком шпигата на ходу моторного судна образуется разрежение, в результате чего вода из корпуса удаляется за борт; для лучшего осушения корпуса верхний конец шпигата делают заподлицо с внутренней поверхностью днища. Для предотвращения попадания забортной воды (на стоянке, при реверсах или на малом ходу) шпигат должен иметь надежное закрытие: рекомендуется устройство невозвратного клапана, например, в виде шарика, закрывающего снизу верхнее отверстие шпигата.