Швартовное устройство

Швартовное устройство предназначено для закрепления моторного судна во время стоянки у берега, причала, борта судна и т. п. В его состав входят швартовы кнехты, киповые планки, утки, мягкие кранцы. Для швартовных концов используют растительные и синтетические тросы. Во многих случаях удобно на одном конце швартова заделать с помощью огона с коушем карабин из нержавеющего металла. Палубные детали швартовного устройства выполняют литыми из чугуна, алюминия, бронзы или стальными (сварными или коваными).
Отсутствие в продаже этих деталей вынуждает строителей малотоннажного флота изготовлять их самостоятельно. Нередко такие детали сделаны примитивно или форма их устаревшая. Вместе с тем установленные на палубе или планшире детали швартовного устройства во многом определяют законченность внешнего вида моторного судна. Их форма и размеры должны соответствовать типу судна: например, традиционный крестовый кнехт вполне уместен на крупном туристском тихоходном моторном судне, таком, как Помор, но совершенно неприемлем для легкой быстроходной мотолодки. И наоборот, изящно выполненная легкая утка будет иметь нелепый вид на борту, скажем, грузового баркаса.
На современных моторных судах рекомендуется использовать формы деталей швартовного устройства, показанные на рис. 209. Все эти детали литые из алюминиевого сплава с полированными наружными поверхностями. Для крепления к корпусу используют винты с полупотайной головкой диаметром 5—8 мм.
Для смягчения ударов и предохранения корпуса от повреждений при стоянке у причала, борта судна и т. п. в комплекте швартовного устройства рекомендуется иметь кранцы, сплетенные из старых растительных канатов или изготовленные из кусков пенопласта марки ПХВ-Э, зашитых в мешочки из льняной или хлопчатобумажной ткани.