Штурвал

Штурвал, прост в изготовлении; его можно установить в любом месте моторного судна, кроме того, использовать как дублирующий, когда предусматривают второй пост управления.
Для его изготовления лучше всего использовать рулевое колесо от любого легкового автомобиля вместе с трубой. При отсутствии таких деталей их нетрудно изготовить самостоятельно. Штурвальное колесо / (диаметром около 350 мм) выполняют из четырех слоев 6-миллиметровой фанеры, вырезанных по контуру и склеенных между собой водостойким клеем. В верхней части трубы 2 штурвала (водогазопроводная труба 3/4"—1 1/4" или любая другая) отгибают лапки, которыми ее крепят к штурвалу.
Опорой для трубы служит втулка 3. Фланец втулки крепят болтами к наклонной доске 4, которую используют как панель приборов (иногда трубу штурвала делают длинной и помещают в двух опорах, при этом вторую опору крепят к флортимберсу или специальной стойке). Барабан 5 штуртроса изготовляют из трубы диаметром 70— 80 мм с двумя фланцами и крепят к трубе штурвала болтом или штифтом 6, который одновременно ограничивает осевое перемещение штурвала.
На открытых моторных лодках штурвал устанавливают на панели перед носовым сиденьем или на специальной тумбе возле двигателя.