Рулевое устройство

Рулевое устройство предназначено для обеспечения управляемости моторного судна. На моторных судах со стационарными двигателями оно состоит, как правило, из руля, рулевого привода и штурвала, а на моторных лодках с подвесными моторами — из рулевого привода и штурвала, не отличающихся по существу от первых.
По способу установки рули подразделяют на навесные и подвесные. На тихоходных моторных судах рулевое устройство с навесным рулем может быть простейшим (рулевой привод и штурвал отсутствуют управление осуществляют непосредственно румпелем). Руль обыкновенный пластинчатый изготовляют из досок толщиной 25—30 мм и навешивают за транцем шлюпки. Иногда и на быстроходных моторных судах используют навешенный за транцем пластинчатый руль, применяя рулевой привод и штурвал ; штуртрос с сектора проходит через специальные отверстия в транце внутрь судна непосредственно под палубой. Установка руля за транцем наиболее проста (не требуется прорезать днище, устанавливать сальники и т. п.), но имеет некоторые недостатки. Рули, подвешенные за транцем, менее эффективны, чем полностью погруженные, отличаются большой площадью пера и увеличивают габаритную длину судна (причем руль не защищен корпусом). На таких рулях быстроходных моторных судов рекомендуется устанавливать на уровне днища горизонтальные ребра