Сопло

Сопло, как уже отмечалось, служит для создания компактной струи выбрасываемой воды и увеличения ее скорости. С этой целью сопло сужают к кормовой части. Это сужение можно делать коническим, однако меньшие потери мощности, а следовательно, более высокая эффективность характерны для сопел с криволинейными образующими и небольшим цилиндрическим участком на конце .
Поджатие струи на выходе из сопла несколько подтормаживает воду в диске рабочего колеса, увеличивая нагрузку движителя, поэтому площадь выходного сечения сопла служит для регулировки нагрузки движителя и, соответственно, двигателя (подобно шаговому отношению гребных винтов). Так, если двигатель не развивает нормального числа оборотов, необходимо облегчить движитель, увеличив выходное отверстие сопла и, наоборот, если число оборотов двигателя больше нормального, то выходное отверстие следует уменьшить. Такое согласование работы двигателя и движителя неизбежно, поэтому рекомендуется конструкция сопла со съемными кольцами . Имея в запасе 3—4 кольца, внутренние диаметры которых отличаются на 4—5 мм один от другого (одни меньше, другие больше расчетного диаметра), всегда можно подобрать оптимальное выходное сечение сопла для данных условий загрузки.
Материал и способ изготовления сопла зависят от возможностей строителя. Сопло можно изготовить литьем из алюминиевых сплавов, сварным из нержавеющей или углеродистой стали, алюминиевых сплавов и т. п. Толщина стенок при этом составляет 3—5 мм. Доступнее изготовление сопла, выклеиваемого на деревянном отшлифованном болване из стеклоткани на эпоксидной смоле; толщина стенок такого сопла равна 8—10 мм. Одновременно выклеивают фланцы сопла — для крепления к водометной трубе и транцу моторного судна и для крепления к соплу реверснвно-рулевого устройства. При изготовлении болвана сопла следует предусмотреть соответствующие утолщения для образования гнезд под съемные кольца и кольцо выправляющего аппарата.
При любом варианте изготовления внутреннюю поверхность сопла следует тщательно обработать и отшлифовать; сопряжения поверхностей должны быть плавными.