Сопло и спрямляющий аппарат

Рабочее колесо водометного движителя одновременно с полезной работой по перемещению массы воды закручивает поток в направлении своего вращения. На это бесполезно тратится часть мощности двигателя. Кроме того, если через сопло выбрасывается закрученный поток, то это ведет к разбросу струи, что отрицательно сказывается на эффективности движителя. Спрямление потока для повышения к. п. д. водометного движителя производят в спрямляющем аппарате, состоящем из ступицы и нескольких радиально расположенных лопастей. Обычно число их принимают на 1—2 лопасти больше, чем число лопастей рабочего колеса при примерно одинаковой ширине. Расстояние между лопастями спрямляющего аппарата и лопастями рабочего колеса (вдоль оси) рекомендуется принимать —0,05/3. Уменьшение этого расстояния может привести к заклиниванию ротора попадающими в движитель мелкими предметами (галькой, щепой и т. п.), а увеличение снижает эффективность спрямляющего аппарата.
Лопасти спрямляющего аппарата изгибают таким образом, чтобы их передние кромки были загнуты против вращения рабочего колеса, а задние расположены вдоль оси водометной трубы. Угол изгиба лопастей лучше всего определять экспериментально, принимая в первом приближении угол отгиба передних кромок 30—40°, или по данным подходящего прототипа (например, рис. 197).
Толщину лопастей для стали и латуни принимают 1,5—2,5 мм и для алюминиевых сплавов 3—5 мм.
Наименее трудоемок в условиях любительского судостроения сварной вариант спрямляющего аппарата, когда лопасти приваривают к предварительно выточенной ступице и соплу или, в случае изготовления сопла из стеклопластика, — к специальному закладному кольцу. После приварки лопастей производят окончательную расточку посадочного места в ступице для подшипника и проточку центрирующего выступа фланца сопла (или закладного кольца).
Вкладыши подшипника гребного вала чаще всего выполняют в виде резино-металлической втулки, хотя можно применять и вкладыши из текстолита ПТК-С, древесно-слоистого пластика (ДСП-А) и бакаута, обеспечивая достаточный зазор. При определении зазора следует учесть разбухание бакаута и ДСП.