Рабочее колесо (ротор)

Рабочее колесо водометного движителя *в принципе работает как гребной винт, поэтому расчет его основных характеристик можно производить методом эквивалентного винта по диаграммам для изолированных винтов, но с учетом специфических условий работы в трубе и взаимодействия с корпусом моторного судна. Не вдаваясь в теоретическую часть, поясним использование метода профессора А. М. Баскна на примере расчета рабочего колеса водомета, изображенного на рис. 193.
Исходные величины: мощность двигателя Ne = 13,5 л. с, число оборотов п = 3500 об/мин, или пс = 58,3 об/сек, скорость хода лодки v = 31 км/ч = 8,62 м/сек, сопротивление корпуса при этой скорости RK = 52 кг, с учетом 3—4% надбавки на сопротивление трубы водомета общее сопротивление R = 54 кг.
Скорость хода судна и сопротивление корпуса определяют любым из изложенных ранее методов: расчетом по прототипу или, лучше всего, буксировкой корпуса за достаточно мощным моторным судном. При наличии кривой сопротивления в зависимости от скорости хода расчет производят для нескольких значений скорости.
В настоящее время разработано и проверено эксплуатацией
несколько конструкций водометных движителей для различных вариантов мощности и скорости . Данные по этим водометам могут служить как для проверки результатов расчета по любой методике, так и в качестве прототипа при проектировании нового движителя. В последнем случае общие элементы моторного судна (водоизмещение, скорость и т. п.) определяют, как уже было сказано, любым методом: расчетом, по прототипу и т. п. Однако вычисление элементов движителя по известным формулам подобия не всегда возможно, так как эти формулы предполагают, как правило, изменение только одного параметра, в то время как практически изменяются все исходные данные — мощность, число оборотов, скорость. В таких случаях рекомендуется пользоваться приведенными ниже формулами, полученными на основании известных зависимостей для определения диаметра и шага гребного винта.