Материалы и способы изготовления гребных винтов

Конечный этап создания гребного винта — его изготовление, причем это наиболее сложный и ответственный этап, так как вся предыдущая работа по проектированию и конструированию может дать хорошие результаты только при достаточно точном и тщательном изготовлении винта.
Гребной винт в условиях любительского судостроения можно изготовить отливкой, сваркой и формованием. Соответственно принятому способу выбирают и материал гребного винта. При отливке используют различные металлы и сплавы, при сварке—углеродистую сталь, а формование производят из стеклоткани на эпоксидной смоле.
Для отливки гребных винтов относительно мощных и быстроходных моторных судов широко применяют латуни марок ЛМцЖ55-3-1, ЛАМцЖ67-5-2-2 и ЛМцЖ5-3-2, отличающиеся хорошими литейными свойствами, относительно высокой прочностью и стойкостью против коррозии и кавитационно-эрозионного разрушения, легкостью обработки и полировки.
Гребные винты гоночных мотосудов изготовляют из литой нержавеющей стали таких марок, как Х18Н9ТЛ, ОХ17Г4НЗД2ТЛ и 1Х14НДЛ. Эти стали обладают большой прочностью (предел прочности при растяжении 72—62 кПмм2) и антикавитационной стойкостью, что позволяет делать лопасти минимальной толщины. Литейные свойства и обрабатываемость нержавеющих сталей ниже, чем у латуни. Бронзу используют сравнительно редко, так как при одинаковых литейных свойствах с латунью она стоит дороже, отличается более низкими механическими свойствами. Однако разработанные в последнее время, например, никельалюминиевые бронзы по механическим свойствам превосходят латунь; их можно применять для изготовления тяжелонагруженных винтов.
Алюминиевые сплавы широко используют при изготовлении гребных винтов моторных судов с двигателями относительно небольшой мощности, работающих в пресной воде. К этим сплавам относятся: алюминиево-кремниевый АЛ2 (силумин), алюминиево-магниевый АЛ8, алюминиево-магниево-кремниевый АЛ9, алюминиево-ыагниево-кремниево-марганцовый АЛ13, алюминиево-магниево-марганцово-титановый 45 Мг2 и др. Преимущества алюминиевых сплавов — хорошие литейные свойства и обрабатываемость. Однако они отличаются невысокой прочностью (предел прочности при растяжении 15—20 кГ/мм2), что вынуждает делать лопасти винта более толстыми, и недостаточной коррозионной стойкостью в морской воде (особенно сплавы типа АЛ2 и АЛ9). Этот недостаток можно устранить, применив анодное оксидирование и соответствующую грунтовку и окраску.