Основные характеристики ВРШ

Основные характеристики ВРШ — диаметр и шаговое отношение — рассчитывают обычными методами, изложенными выше, причем для расчета принимают исходные данные того режима, на котором моторное судно будет работать наиболее продолжительное время (например, для СПК принимают режим движения на крыльях при максимальной скорости, так как момент выхода на крылья занимает незначительное время). Если для судна одинаково важно обеспечение большого упора и максимальной скорости хода (например, моторная лодка при буксировке лыжников и при ходе без них), то в расчете номинального шагового отношения принимают условия при максимальной скорости хода, а второй режим обеспечивают соответствующим поворотом лопастей.
Обычно дисковое отношение ВРШ назначают равным 0,4—0,6, причем верхний предел принимают только в том случае, если возникает опасность кавитации, ибо для уменьшения крутящих моментов от действия центробежных сил следует уменьшать ширину лопастей, а следовательно, и дисковое отношение.
Наиболее удачной формой лопасти была бы симметричная, однако при этом возникает опасность изменения направления скручивающего момента при работе ВРШ, что может привести к вибрации и поломке механизма, поэтому лучше придать лопасти небольшую сабле-образность. Профиль прикорневых сечений лопастей рекомендуется аэродинамический, а для крайних сечений [начиная с (0,55-0,65) R] — сегментный (с максимальной толщиной посередине сечения). Для обеспечения необходимой прочности корневых Сечений их относительную толщину принимают несколько большей, чем у ВФШ, вследствие вынужденного уменьшения длины этих сечений из-за комлевой заделки.