Полупогруженные винты

В ряде случаев гребные винты на мелких моторных судах неизбежно работают вблизи поверхности воды или даже пересекают ее. Особенно это характерно для морских саней и быстро-, ходных катамаранов, где гребной винт работает в струе воды, насыщенной воздушными пузырьками, а также для
судов на подводных крыльях с уменьшенной осадкой (см. рис. 66) и для очень быстроходных гоночных глиссеров, кормовая часть которых поднимается на ходу из-за большой вертикальной составляющей упора винта. Во всех этих случаях происходит интенсивный прорыв воздуха к винту, в область разрежения, что снижает упор и к. п. д. винта. Это явление усугубляется наличием каверны за гребным валом, по которой воздух попадает к засасывающей поверхности винта. При пересечении лопастями поверхности воды сила, действующая на них, значительно изменяется за один оборот, а на поверхности воды происходит волнообразование. Рабочая площадь винта при частичном погружении уменьшается.
Все эти факторы приводят к резкому падению эффективности обычного гребного винта. В таких условиях следует применять так называемые полупогруженные винты, специально спроектированные Для работы с пересечением лопастями свободной поверхности воды.
До сих пор не выработана надежная методика расчета полупогруженных гребных винтов, и хотя существуют основные практические рекомендации по их конструированию, решающее значение имеют экспериментальные данные.