Основы проектирования

Выбор наивыгоднейших для каждого случая элементов судна изучается в курсе проектирования судов, а вопросы, связанные с поведением судна на воде, изучаются в курсе теории корабля, причем проектирование судов основывается на данных теории корабля.
Детальное изучение этих сложных наук не под силу и не всегда необходимо любителю, однако для проектирования и постройки даже самого малого мотосудна следует овладеть основами этих наук, так как при всей простоте устройства по сравнению с крупными судами моторная лодка остается инженерным сооружением.
Конечно, можно взять любую лодку (как это иногда и наблю дается на практике), поставить на нее какой-то двигатель и, если только лодка не утонет от перегрузки или не перевернется от неправильного размещения грузов, она, разумеется, будет перемещаться по воде. Однако такая «моторная лодка» не может иметь каких-либо хороших качеств.
Не лучший результат получается и в том случае, когда за основу берется корпус хорошей формы, но для усиления какого-то одного качества, например, вместимости, удобства расположения и т. п., произвольно меняются элементы мотолодки (длина, ширина, расположение двигателя и пр.). Изменяя, например, длину моторной лодки, мы тем самым влияем на ее скорость хода, послушность рулю и другие качества; выбирая другую ширину, изменяем остойчивость и т. д. Дело в том, что улучшение одних качеств обычно вызывает ухудшение других, и при грамотном проектировании моторной лодки для многих противоречивых требований находят какое-то компромиссное решение. Произвольное нарушение достигнутого равновесия резко ухудшает все показатели.
В дальнейшем будут изложены основные сведения по теории корабля и проектированию судов (применительно к малотоннажным моторным судам) в той последовательности, в которой они становятся необходимы строителю, обдумывающему элементы будущей моторной лодки или катера. При проектировании нового мотосудна в качестве исходного образца используют одно или несколько мотосудов, наиболее совершенных и подходящих для данных условий.
Многолетний опыт постройки и эксплуатации моторных лодок и катеров дает богатейший материал для такого выбора. Поэтому непременным условием для каждого проектировщика должно быть максимальное использование статистических данных, знание общих вопросов развития малотоннажных моторных судов. Это поможет избежать ошибок и сбережет много труда и времени.