Расположение винта

Взаимное расположение корпуса, гребного винта, руля, кронштейна гребного вала оказывает большое влияние на работу винта. При проектировании этого комплекса, особенно для быстроходных моторных судов, следует стремиться к тому, чтобы поток воды, набегающий на винт, был прямолинейным и без завихрений. Для этого всем выступающим частям корпуса перед винтом придают удобообтекаемую форму, а число их сводят к минимуму. В целях предотвращения подсоса атмосферного воздуха, снижающего эффективность винта, и уменьшения вероятности появления кавитации глубину погружения гребного винта необходимо принимать возможно большей, допускаемой осадкой и наклоном вало-провода; по длине гребной винт не должен выступать за кромку транца.
Руль обтекаемой формы, расположенный непосредственно за винтом, несколько улучшает работу последнего, выравнивая закрученный поток, при этом эффективность руля также увеличивается. Исходя из этого расстояние между пером руля и гребным винтом рекомендуется принимать равным 0,15—0,20 диаметра винта.
Если гребной винт расположен под днищем моторного судна, то днище воспринимает удары воды, отбрасываемой лопастями, что может вызвать недопустимую вибрацию корпуса. Кроме того, вследствие влияния пограничного слоя попутный поток возрастает по мере приближения к днищу. Скорость воды в диске винта становится неравномерной и в результате, помимо усиления вибрации, снижается к. п. д. винта и быстрее наступает кавитация. Установлено, что зазор между днищем мотосудна и краем лопасти должен быть не менее 0,15, в крайнем случае, 0,10 диаметра винта.