Дисковое отношение

Величину дискового отношения определяют исходя из условий прочности винта и отсутствия кавитации. На тяжелых моторных судах (баркасы, буксирные катера и т. п.) гребные винты при большом скольжении развивают большой упор, перемещая значительный объем воды, поэтому для уменьшения удельного давления и обеспечения прочности площадь лопастей следует увеличить. Дисковое отношение таких винтов обычно составляет 0,6—0,8. У средних и легких моторных судов при скоростях не более 70 км/ч и рекомендованных оборотах кавитация обычно не наступает, а величина упора относительно невелика, поэтому дисковое отношение можно уменьшить до 0,3—0,5. Во всяком случае необходимо стремиться, по возможности, к меньшим значениям 8, так как чрезмерная площадь лопастей увеличивает сопротивление трения винта и снижает его к. п. д. (увеличение площади лопастей, например, на 30% может привести к снижению к. п. д. на 10%).
Гребные винты очень быстроходных моторных судов с мощными высокооборотными двигателями отличаются относительно небольшим диаметром, что увеличивает удельное давление на лопасти. Такие винты в наибольшей степени подвержены кавитации, поэтому их дисковое отношение выбирают в пределах 0,6—1,2.