Шаговое отношение

Шаговое отношение — важнейшая характеристика, с помощью которой согласовывают работу движителя и двигателя. При работе движительной установки могут возникнуть два нежелательных случая:
двигатель, развивая число оборотов меньше нормального, «не добирает» мощность (т. е. мощности двигателя не хватает для того, чтобы винт мог развить расчетную скорость вращения);
двигатель, развивая число оборотов больше нормального, не полностью использует мощность (т. е. винт не может полностью потребить развиваемую двигателем мощность).
В первом случае, если водоизмещение моторного судна и состояние корпуса соответствуют рассчитанным величинам, причина заключается в гидродинамически «тяжелом» гребном винте — велико шаговое отношение. При чрезмерном шаге винта лопасти отбрасывают слишком большое количество воды; при этом увеличивается скольжение и упор, но мощности двигателя не хватает для преодоления сопротивления воды вращению винта и он не развивает полных оборотов, а следовательно, не обеспечивает заданной скорости.
Во втором случае образно говорят, что «винт молотит воду», т. е. двигатель легко вращает винт даже на повышенных оборотах, но развивается недостаточный упор для получения расчетной скорости. Причина этого явления — слишком малое шаговое отношение — винт «легкий».