Колонка Ю. Л. Романенко

Основная задача конструктора заключалась в том, чтобы разработать колонку, которую можно изготовить в условиях любительского судостроения. С этой целью пришлось осуществить следующие мероприятия:
— широко применить покупные детали и узлы;
— разделить колонку на отдельные узлы;
— снизить до минимума количество сложных станочных работ при изготовлении деталей и узлов;
— заменить литые детали сварными, чтобы избежать литейных работ.
Колонка полуповоротная, самооткидывающаяся, легкосъемная, без реверса. Колонка отключается от двигателя при подъеме ее в стояночное положение.
Для изготовления колонки были использованы редуктор винта (подводная часть) в сборе, винт, нижняя часть дейдвуда и торсион (рессора) подвесного мотора «Москва».
Колонка предназначена для судов типа Казанка (и подобных ей) с двигателем СМ-557-Л. Вес ее 15 кг.
Промежуточный вал с плитой подвески колонки соединяет колонку и двигатель посредством полумуфты 1. К транцу лодки плита 3 прикреплена болтами. Вал передает крутящий момент двигателя верхнему редуктору. На плите размещена горизонтальная ось 5, на которой откидывается колонка при встрече с препятствием, и текстолитовый упор 77 вместе с проушинами, передающий нормальное и боковое усилия колонки на транец лодки.
Верхний редуктор с валами поворотной части — наиболее сложная в изготовлении часть колонки, определяющая в значительной степени качество работы колонки в целом.
Для изготовления вертикального вала — шлицевой муфты 8, сопрягаемого на шлицах с торсионом подвесного мотора «Москва», можно использовать обломок коленчатого вала этого мотора.
Зацепление шестерен при сборке редуктора регулируют за счет толщины прокладок под фланцы стаканов шарикоподшипников конических шестерен.
Редуктор может поворачиваться вокруг горизонтальной оси 5. Промежуточный вал соединен с горизонтальным валом верхнего редуктора муфтой 9.
Редуктор имеет дугу и обух 6 для румпеля 13, который обеспечивает угол поворота редуктора гребного винта вокруг вертикальной оси — 36° на оба борта.
Нижним редуктором гребного винта служит подводная часть подвесного мотора «Москва» с укороченными дейдвудной трубой и тор-сионом.
Для установки этих деталей необходима небольшая доработка:
— с помощью отрезка трубки размером 10x12 мм, шайбы и винта зафиксировать вилку реверса в положении передний ход;
— обрезать дейдвудную трубу, к нижнему отрезку приварить фланец;
— укоротить торсион, обеспечив размер 343 мм от заточки нижнего подшипника до верха;
— проточить верхний конец торсиона и нарезать на нем шлицы (по образцу отрезанной части торсиона).
Двигатель навешивают на плиту 12 и устанавливают на заготов- • ленную опору под передние лапы крепления. Опору (деревянный брусок) ставят поперек лодки и укрепляют угольниками.
После того как соединены узлы редуктора, винта и основания, в собранном виде проверяют длину торсиона, установив верхний редуктор на подшипник. Торсион должен быть такой длины, чтобы между его торцом и внутренним торцом шлицевого вала остался зазор 3—4 мм.
Колонка с весны 1964 г. эксплуатируется с двигателем М-10 (четырехтактный двухцилиндровый) мощностью 12—14 л. с. на глиссирующей мотолодке (L = 3,8 л; В = 1,4 м по скуле), обводы которой геометрически подобны обводам быстроходного катера, показанного на рис. 36 [34].
Скорость хода лодки при полной нагрузке 250—270 кг — 36— 38 км/ч, с увеличением веса до 320—340 кг скорость снижается до 31—32 км/ч. Лодка оборудована дистанционным управлением двигателем и поворотом колонки.