Угловые колонки

Угловые колонки (Z-образные передачи, вертикальные колонки) выполняют функции валопровода, понижающего или повышающего редуктора, реверсивной муфты и активного руля.
Угловая колонка состоит из верхнего и нижнего зубчатых конических редукторов, соединенных вертикальным (дейдвудным) валом, который заключен в дейдвудную трубу. Верхний редуктор приводится во вращение двигателем, установленным в корме по ДП судна, а нижний вращает гребной вал и винт.
Колонки бывают полноповоротные, допускающие поворот гребного винта вокруг вертикальной оси на 360° и этим обеспечивающие реверс; неповоротные, когда реверс осуществляют встроенной кулачковой муфтой, а управление судном — навешенным на колонку рулем; полуповоротные — судном управляют, повернув колонку на 30—40° вправо и влево, а реверс производят встроенной кулачковой муфтой. Большинство колонок откидные — при встрече с подводным препятствием откидываются назад на горизонтальной оси. По способу установки различают днищевые и транцевые колонки. Широко распространены транцевые колонки. Для предотвращения подсасывания воздуха в зону работы винта транцевые колонки обязательно снабжают антикавитационными плитами, расположенными так же, как плиты на подвесных моторах.
На неповоротных и полуповоротных откидных колонках иногда вместо встроенной реверсивной муфты применяют ВРШ.
Для малотоннажных судов преимущества угловых колонок перед другими типами валопроводов неоспоримы.