Детали валопровода

На рассматриваемых судах зачастую укладывают валопровод без промежуточных подшипников. Опорами вала служат резино-металлическая или бронзовая втулка кронштейна, втулка сальника и соединение с двигателем. В этих случаях для сохранения гибкости гребного вала сальник с его втулкой или подшипником соединяют с дейдвудом на дюрите и применяют вместо сальника с набивкой эластичный сальник с резино-металлическими манжетами. Соединение дюритом дает возможность сальнику самоустанавливаться по валу. При длинном наклонном валопроводе и установке двигателя в носовой части судна в систему валопровода вводят опорный подшипник. Отдельный упорный подшипник применяют в тех случаях, когда в разобщительной муфте, редукторе или реверс-редукторе отсутствует встроенный упорный подшипник для восприятия упора гребного винта. Иногда вместо упорного и опорного подшипника устанавливают один опорно-упорный подшипник.
Упорный подшипник можно установить и внутри и вне корпуса судна. При установке внутри судна на гребном валу предусматривают заплечик или надежно закрепленное установочное кольцо. Через это кольцо или заплечик упор винта передается подшипнику и судну. Если судно имеет задний ход, то следует обеспечить передачу упора в двух направлениях.
При прямом соединении гребного вала с двигателем и установке упорного подшипника вне корпуса судна подшипник ставят между ступицей винта и кромкой втулки кронштейна.
Когда величина упорных усилий небольшая, используют однорядные радиальные шарикоподшипники типа 300—400, допускающие, как это видно из данных табл. 64, частичную осевую нагрузку. Подшипники этого типа воспринимают упор гребного винта на переднем и заднем ходу и одновременно служат опорой гребного вала. Определяя по табл. 64 допускаемую осевую нагрузку, следует помнить, что она не должна быть более 20% радиальной.