Установление мировых рекордов скорости

Установление мировых рекордов скорости на воде требует высокого мастерства и напряжения всех сил и не всегда заканчивается благополучно. В борьбе за достижение абсолютной скорости на воде неоднократно гибли суда и спортсмены, однако борьба за скорость не прекращалась.
Летом 1930 г. погибли англичане Генри Сигрейв и его механик Холиуэй, пытавшиеся побить свой абсолютный рекорд. Катер Си-грейва Мисс Англия-П, развив скорость более 130 км/ч, перевернулся и затонул.
Двадцать девятого сентября 1952 г., показав скорость 332,7 км/ч, погиб англичанин Д. Кобб. Его глиссер Крестоносец с реактивным двигателем Де Хавиленд зарылся в воду на финише и развалился на куски.
В 1954 г. погиб на последних метрах дистанции итальянец Марно Верга во время аварии глиссера Лаура-III.
Осенью 1956 г. погиб на Сло-Мо-Шен-IV американец Стенли Сайерс, абсолютный мировой рекордсмен 1950—1952 гг. на воде.
Все эти катастрофы взволновали не только спортивный мир. Стало очевидным, что для установления абсолютного рекорда скорости на воде нужна не только отвага и мастерство гонщика, а тщательная инженерная подготовка, требующая длительного напряженного труда.
По этому пути пошел знаменитый английский испытатель Дональд Кэмпбелл, продолжатель дела и преемник славы отца, самого «быстрого человека» мира — Малькольма Кэмпбелла, которому в течение ряда лет принадлежали абсолютные рекорды скорости на земле и воде.
Глиссер Д. Кэмпбелла Синяя птица (Blue bird — англ.) готовился к побитию мирового рекорда с 1949 г. (рис. 3). Модель судна неоднократно испытывалась в аэродинамической трубе и опытовом бассейне. Управляемую по радио модель судна испытывали на скорости 150 км/ч в натурных условиях на озере. На Синей птице был установлен реактивный двигатель с тягой 1816 кг. В важнейших узлах судна имелись датчики, регистрировавшие и передававшие на береговой наблюдательный пункт данные о напряжениях.
Зимой 1955 г. Синяя птица была спущена на воду на озере Эльс-ворт (Англия). С этого времени, постепенно наращивая скорость с 325,16 до 444,60 км/ч, Дональд Кэмпбелл побивал собственные рекорды. Последний заезд 4 января 1967 г. оказался роковым для Дональда Кэмпбелла. Приближаясь к первому бую мерного километра Синяя птица достигла скорости 527,8 км/ч, после чего, сбавив (по неизвестной причине) скорость до 464 км/ч, у финиша потеряла управление, взлетела в воздух, а затем врезалась в воду и затонула.Д. Кэмпбелл погиб в возрасте 46 лет в ореоле славы абсолютного рекордсмена мира на воде.
Последний рекорд Д. Кэмпбелла не был зарегистрирован, так как 130 м, отделявшие глиссер от финиша, были пройдены по воздуху.
Сейчас в Англии разработан проект рекордного глиссера с дельта-видным корпусом, сложной кривизной редана, катапультой для гонщика и другими приспособлениями, увеличивающими безопасность. В память Дональда Кэмпбелла решено назвать глиссер Синей птицей .
Дональд Кэмпбелл погиб, достигнув скорости 498,88 км/ч, а через полгода, 30 июня 1967 г., на озере Гантерсвилл (штат Алабама, США)американец Ли Тейлор на реактивном глиссере Хаслер развил скорость 458,5 км/ч, побив официальный рекорд Д. Кэмпбелла 1964 г. и завоевав кубок Р. Эванса 1, до этого около 12 лет находившийся у Д. Кэмпбелла. Абсолютные мировые рекорды скорости на воде даны в табл. 2.
В СССР водно-моторный спорт получил широкое развитие в послевоенные годы. Чемпионаты СССР по водно-моторному спорту, носившие ранее эпизодический характер, с 1956 г. стали проводиться ежегодно.