Валопровод. Угловые колонки

Валопровод моторного судна служит для передачи мощности двигателя гребному винту и упора гребного винта на корпус судна. На валопровод одновременно действуют скручивание, сжатие и циклический изгиб; деформации корпуса судна и удары при встрече винта с подводными препятствиями вызывают дополнительные, не всегда поддающиеся учету напряжения, а примеси песка и ила в воде, обтекающей наружные детали валопровода, усиливают износ и коррозию.
В зависимости от места расположения двигателя различают сле| дующие основные разновидности валопроводов: 'ж
Наклонный валопровод , применяемый при установив Двигателя в носу или районе миделя судна. Бортовые моторытакже имеют наклонный валопровод.
Угловой валопровод , иби V-образный валопровод, используют при установке двигателя в районе кормы; он отличается от наклонного валопровода наличием промежуточного вала и редуктора специальной конструкции, соединяющего промежуточный и гребной валы.
Вертикальный валопровод применяют во всех подвесных моторах. В последнее десятилетие его стали широко использовать и на судах со стационарными двигателями в Z-образных передачах — угловых колонках. Одна из разновидностей такого валопровода — новая установка шведской фирмы Крисчент. У этой установки гребной вал и двигатель расположены под углом 45° к основной, а передача на гребной вал осуществлена через пару конических шестерен нижнего
редуктора. 1
Простейший наклонный валопровод моторной лодки для двигателя СМ-255-Л, показанный на рис. 163, поставлялся в комплекте с двигателем. В состав этого валопровода входит стальной гребной вал 4, один конец которого опирается на резино-металлическую втулку 3 кронштейна 2, а второй посредством упругой муфты соединен с выходным валиком редуктора. Дейдвудным устройством, через которое пропущен гребной вал, служит сальник 5; его монтируют йа торце клиновидного деревянного вкладыша, прикрепленного к килю судна в ДП.
Для предохранения от поломки гребного винта / на кронштейне 2 предусмотрена шпора, принимающая на себя удар при встрече с подводным препятствием.
Упор гребного винта передается на встроенный упорный подшипник редуктора через стальной шарик диаметром 27 мм, закладываемый в выточки полумуфт упругой муфты при соединении гребного вала с выходным валиком редуктора.
Резино-металлический подшипник 3 кронштейна 2 смазывается водой.