Разобщение гребного и коленчатого валов

Разобщение гребного и коленчатого валов можно осуществить посредством механизма сцепления или установкой рычага перемены передач в нейтральное положение. Второй способ предпочтительнее, так как механизм сцепления автомобильных двигателей не допускает Длительной работы в разобщенном состоянии, а управление судном усложняется вследствие необходимости удерживать сцепление в выключенном состоянии во время холостого хода двигателя.
Автомобильные коробки передач не имеют упорного подшипника и к восприятию осевого упора не приспособлены. При использовании такой коробки передач в качестве реверс-редуктора следует обязательно устанавливать на гребном валу упорный подшипник , воспринимающий упор гребного винта на переднем и заднем ходу и передающий его на корпус судна.
В соединение гребного вала с выходным валом коробки передач (редуктора или реверс-редуктора) иногда вводят карданный шарнир.
Это позволяет устанавливать двигатель под углом 6—8°, а гребной вал — 10— 12° к горизонту. Соединение гребного вала с карданным шарниром выполняют на шлицах; для упрощения соединения можно вводить гребной вал в шлице-вую втулку шарнира и крепить двумя штифтами, поставленными под углом 90°. Для двигателей, эффективная мощность которых не превышает 25 л. с, достаточно установить стальные штифты диаметром 8 мм.
Если на судне установлен двигатель небольшой мощности, то можно применить для передачи мотоциклетную цепь (цепь Галля) или текстроп-ные ремни.
В качестве примера рассмотрим передачу цепью Галля от двигателя типа СМ-255-Л .
Двигатель / устанавливают в кормовом отсеке судна под тем же углом, что и гребной вал 5. На конце коленчатого вала на шпонке закрепляют малую цепную звездочку 2 мотоцикла (подходящей мощности). Вторую звездочку 4 устанавливают на конце гребного вала, выходящего из сальника дейдвуда 6, также на шпонке, и обе звездочки соединяют цепью Галля 3. Натяжение цепи при монтаже и эксплуатации обеспечивают за счет установки металлических прокладок между фундаментными брусьями и лапами двигателя.
Для предохранения цепи Галля от перекосов и преждевременного износа необходимо обеспечить параллельность коленчатого и гребного валов и расположить обе звездочки в одной плоскости.
Устанавливая на гребном валу звездочку с большим числом зубьев, можно получить на гребном валу меньшее число оборотов, чем на коленчатом валу двигателя.