Реверс-редуктор

Реверс-редуктор для угловой передачи (под углом 18°), используемый с конвертированным двигателем М51-У, состоит из двойной (переднего и заднего хода) одноступенчатой цилиндрической передачи со спиральным зубом. Передаточное отношение редуктора 1 : 1,55; максимально допустимый упор гребного винта — 300 кг. Крутящий момент двигателя передается на гребной вал кулачковыми муфтами, связанными с синхронизаторами; они включаются только после выравнивания оборотов включаемой пары шестерен.
Использование любителями реверс-редукторов двигателей типов АМ-402ср-3, М51-У и т. д., выпускаемых промышленностью, практически исключено (в продажу они не поступают), поэтому, ограничившись кратким описанием, рекомендуем интересующимися конструкциями реверс-редукторов ознакомиться с книгами В. А. Лазарева «Автомобильные двигатели в судостроении», Л., Судпромгиз, 1961, и Г. Б. Либефорта «Механические установки быстроходных катеров», Л., «Судостроение», 1966.
На катерах с автомобильными двигателями при любительской конверсии иногда в качестве реверс-редукторов используют автомобильные коробки передач. В таких случаях следует или заменять в штатной коробке передач двигателя шестерни второй скорости более износоустойчивыми, или применять коробку передач от двига-телья большей мощности. Вызвано это тем, что шестерни второй скорости автомобильных коробок передач не рассчитаны на постоянную нагрузку, а предназначены только для кратковременной работы. Прямая передача автомобиля рассчитана на длительную эксплуатацию. Если ее применить для переднего хода, то при переключении на задний ход не будет обеспечена необходимая скорость хода судна, так как на переднем ходу скорость вращения гребного вала будет около 3100 об/мин (двигатель типа МЗМА-401), а на заднем ходу —только 670 об/мин. Практически мотолодка с такой установкой не будет иметь заднего хода: уменьшение числа оборотов гребного винта почти в пять раз, при перемене хода приведет к резкому снижению упора винта.
Если для этого двигателя применить коробку передач более мощного двигателя (например, МЗМА-407, -408 или ГАЗ-20), использовав в качестве эксплуатационной на переднем ходу вторую передачу, получим приемлемое отношение чисел оборотов винта на переднем и заднем ходах: ГАЗ-20 — 1400—1500 и 660—700 об/мин; МЗМА-407 — 1900—2000 и 715—755 об/мин.
Замена штатной коробки передач двигателя потребует изготовления переходного корпуса или фланца между кожухом сцепления двигателя и коробкой, а также переходного стакана для удлинения первичного вала коробки передач.
Для того чтобы определить число оборотов выходного (вторичного) вала коробки передач, необходимо назначенное при конверсии число оборотов двигателя разделить на передаточное число намеченной к эксплуатации передачи.