Cовременные лодочные двигатели

В современных лодочных двигателях редуктор объединяют с разобщительной муфтой. Например, в редукторе двигателя СМ-255-Л (одноступенчатый, с парой цилиндрических косозубых шестерен)
встроена «пружинная муфта» свободного хода. На выходном валу редуктора установлена эластичная соединительная муфта, что облегчает центровку редуктора и гребного вала. В редуктор вмонтирован и стартериый механизм мотоциклетного типа с ножной педалью. С коленчатым валом редуктор соединен промежуточным валиком со шлицевой муфтой и ведущей шестерней. Передаточное отношение редуктора 1,63 : 1, направление вращения выходного валика—правое. Максимальный крутящий момент на выходном валу 1,5 кГм, наибольший упор гребного винта, допускаемый упорным шарикоподшипником редуктора, 80 кГ.
Для небольших моторных лодок очень удобны муфты сцепления пускового двигателя трактора С-80; их можно без переделок использовать для разобщения коленчатого и гребного валов.
Малый удельный вес и удовлетворительный моторесурс пускового тракторного двигателя ПД-1 ОМ позволяют применять его на небольших мотолодках. При стационарной установке этого двигателя можно использовать две шестерни, передающие вращение пускового двигателя тракторному.
Стальная плита толщиной 5—6 мм имеет лапы для крепления к судовому фундаменту, отверстия для крепления к двигателю и вырез с поддоном, создающим масляную ванну для шестерен. Конец выходного валика соединен с гребным валом одним из описанных выше способов.
Передаточное число редуктора равно 7 : 5, поэтому при 3500 об/мин вала двигателя на гребном валу будет 2500 об/мин.
Низкое расположение выходного валика редуктора позволяет Удобно разместить гребной вал. Зазор в зацеплении регулируют, изменяя толщину прокладки между плитой 4 и картером двигателя.
Дальнейшее улучшение маневренности моторного судна може! быть достигнуто при применении реверсивно-редукционных передач.
Реверс-редуктор стационарного конвертированного двигателя АМ-402ср-3 предназначен для передачи вращения от коленчатого вала к гребному. В состав реверс-редуктора входят реверсивный механизм и редуктор, помещенные в общем картере, прикрепленном на шпильках с гайками к картеру маховика двигателя. Число оборотов коленчатого вала понижается: на переднем ходу в 3,091 раза и на заднем ходу — в 3,956. Реверс-редуктор допускает передачу крутящего момента: на переднем ходу 6 кГм и на заднем ходу 2,5 кГм. Наибольшее допустимое число оборотов ведущего вала на переднем ходу 3300 об/мин, на заднем ходу 2300 об/мин, при реверсировании 1500 об/мин. Наибольший упор гребного винта 300 кг; направление вращения выходного вала на переднем ходу — левое; длительность работы на переднем и холостом ходу не ограничена, на заднем ходу — не более 15 мин.