Соединение двигателя с гребным валом

Соединение двигателя с гребным валом и описанную выше проверку зазоров желательно производить на плаву после того, как моторная лодка пробудет на воде один-два дня. Регулировку зазоров следует вести за счет установки прокладок из листового металла под лапы крепления двигателя к подмоторным брусьям, так как изменить положение оси гребного вала без больших переделок невозможно.
Маневренность моторного судна улучшается, если предусмотрена возможность отсоединения гребного вала от коленчатого вала при работающем двигателе. С этой целью применяют разобщительные муфты. Одна из конструкций конической разобщительной муфты показана на рис. 157.
Обод маховика двигателя расточен на конус. На конец промежуточного валика 7 посажена на шлицах или направляющей шпонке стальная муфта 3, перемещающаяся по валу на 12—15 мм вперед (к двигателю) и назад. Муфта имеет фланец, к которому прикреплен конус 2 с обкладками из ферродо или кожи.
Пружина 5 обеспечивает постоянное сцепление между ободом маховика и конусом. При разобщении валов необходимо преодолеть усилие пружины, для чего следует опустить рукоятку 6 вниз; при этом бугель с подшипником 4 выведет муфту 3 из сцепления с маховиком /.
Для обеспечения соосности на валике 7 предусмотрен шарикоподшипник, корпусом которого является контргайка 9; второй конец промежуточного валика вращается в опорно-упорном подшипнике 8.
Передний упор пружины 5 скользит по валику, вращаясь при
включении вместе с валиком, муфтой 3 и конусом; кормовой упор закреплен на валике штифтом, концы которого расклепаны.
Прежде чем изготовить муфту, необходимо правильно выбрать угол у вершины конуса: при трении металла о металл он должен быть равен 10—12°; при трении металла об асбестовые накладки или техническую кожу — 20—25°.