Дизели

Для туристских и хозяйственных малотоннажных судов целесообразно использовать обладающие большим моторесурсом и потребляющие недорогое дизельное топливо тракторные и многоцелевые дизели с воздушным охлаждением. Благодаря применению легких сплавов такие дизели обладают сравнительно небольшим удельным весом и умеренными габаритами. Небольшая скорость вращения вала этих двигателей позволяет устанавливать их на судах без редукторов — только с реверсивной муфтой. Из числа отечественных тракторных двигателей можно использовать для судовой конверсии маломощные дизели предкамерного типа Д-14В — 14 л. с, 2ДВ-21 — 24 л. с, Д-30 — 30 л. с. и подобные им. Они оборудованы принудительным воздушным охлаждением, запускаются электростартером. Смазка комбинированная.
В ГДР выпускаются многоцелевые дизели KVD-8 в одно- и двухцилиндровом исполнении мощностью 3,2— 13 л.'с. Расположение цилиндров у одноцилиндровых дизелей — вертикальное, у двухцилиндровых V-образное. Благодаря широкой унификации около 90% деталей дизе-
лей различной мощности взаимозаменяемы. Это четырехтактные дизели простого действия с вихревой камерой. Большинство движущихся деталей смазывается под давлением. Пуск двигателей — ручной или электростартером (напряжение 12 в); для облегчения проворачивания вручную на цилиндре установлен декомпрессор. Для подзарядки аккумулятора и освещения предусмотрен генератор мощностью 150 вт.
Для облегчения запуска в варианте с электростартером имеется свеча накаливания, при ручном пуске используют фитиль, ввинчиваемый в вихревую камеру.
Двигатели имеют редукторы с передаточным отношением от 1 : 1 до 1 : 3. Топливный бак навешен на двигатель. Охлаждение воздушное, принудительное, цилиндры и головки имеют оребрение, а двигатель закрыт капотом.