Автомобильный двигатель МеМЗ-965В

Представляет интерес выпускаемый промышленностью двигатель микролитражного автомобиля «Запорожец» — МеМЗ-965В. Конструкция и экономичность двигателя позволяют эксплуатировать его на моторных судах, глиссирующих и движущихся на переходном режиме, при этом двигатель развивает мощность 18—20 л. с.
Двигатель четырехтактный, четырехцилиндровый, карбюраторный, бензиновый, верхнеклапанный, с V-образным расположением цилиндров и принудительным воздушным охлаждением от вентилятора, укрепленного на коленчатом валу. Двигатель закрыт капотом, и воздушный поток, направляемый ребрами и диффузорами, равномерно охлаждает цилиндры, головки и масляный поддон.
В лучших современных двигателях с водяным охлаждением охлаждающая вода уносит всего 20—25% тепла, причем на это затрачивается 4—8% мощности двигателя. В двигателях с воздушным охлаждением на привод вентилятора затрачивается не больше мощности, чем на привод насоса в двигателях с водяным охлаждением, однако при воздушном охлаждении исключена опасность размораживания двигателя и сокращены потери мощности, связанные с образованием накипи в водяной системе охлаждения. Последнее весьма важно, так как при проточной системе охлаждения, чаще всего применяемой на мотолодках, в результате непрерывного образования накипи возникают деформации и перенапряжения в деталях двигателя, а устранение накипи производят не всегда своевременно и эффективно.
Конверсия двигателей с воздушным охлаждением описанного типа заключается в устройстве простейшей разобщительной муфты или, при соединении двигателя с гребным валом напрямую, в установке упорного подшипника, который разгружает двигатель от осевой нагрузки, создаваемой гребным винтом.
Двигатель МеМЗ-965В отличается некоторыми конструктивными особенностями, облегчающими его эксплуатацию на судне. Цилиндры его расположены под углом 90°, что облегчает доступ к ним и позволяет заменять поршни и кольца, а также притирать клапаны и удалять нагар, не извлекая двигатель из корпуса.
Вместо фильтра тонкой очистки масла в шкиве привода генератора и вентилятора встроена центрифуга, обеспечивающая хорошую очистку масла. Система смазки комбинированная: под давлением смазываются шейки коленчатого вала, шатунные подшипники, шейки распределительного вала, толкатели и коромысла клапанов, а остальные детали смазываются разбрызгиванием.
Особенность принудительного охлаждения двигателя состоит в том, что вентилятор засасывает теплый воздух, окружающий двигатель, и выбрасывает его в сторону, противоположную маховику. Балгодаря этому возникает возможность использования теплого воздуха для обогрева кокпита или каюты судна в холодное время; в жаркое время необходимо отводить теплый воздух за корму.