Мотоциклетный двигатель М-72М

Двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров, четырехтактный карбюраторный нижнеклапанный двигатель М-72М по своим конструктивным особенностям относится к разряду форсированных двигателей, так как степень сжатия, число оборотов и мощность достаточно высоки. Противоположное расположение цилиндров в горизонтальной плоскости обеспечивает хорошее уравновешивание сил инерции кривошипно-шатунного механизма.
Двигатель развивает мощность 22 л. с. при 4500 об/мин, а его модификации на высокооктановом бензине или бензино-бензольных смесях — до 38 л. с. при 5300 об/мин.
Смазка — комбинированная, под давлением смазываются шатунные подшипники, левый цилиндр и шестерня распределения; смазка остальных деталей производится разбрызгиванием масла в поддоне. Двигатель имеет два не взаимозаменяемых карбюратора К-37А (по одному на каждый цилиндр), но одинаковых по устройству (правый и левый).
Зажигание — батарейного типа: генератор Г-11-А, аккумуляторная батарея ЗМТ-7 или ЗМТ-14, реле-регулятор РР-31, прерыватель-распределитель ПМ-05, катушка зажигания ИГ-4085-Б, свечи НА11/11АУ. Двигатель запускают педальным стартером.
При судовой конверсии используют штатные муфту сцепления и коробку передач с отбором мощности на гребной вал через четвертую передачу (передаточное число 1 : 1,3). В зависимости от выбранной для эксплуатации мощности двигателя, типа судна и режима движения на гребном винте получают 2700—3400 об/мин.
Охлаждение двигателя на мотоцикле — воздушное (при движении обдувается ветром), при судовой конверсии — воздушное принудительное от вентилятора, а также водяное — способом орошения [18].
На судне предпочтительно использовать двигатели М-72М или другие мотоциклетные двигатели, переоборудованные в заводских условиях на принудительное воздушное охлаждение: закрытый капотом модифицированный двигатель М-72; двигатель ИЖ-56 — 10,5 л. с, приспособленный для установки на инвалидную коляску СЗА, и все типы двигателей мотороллеров.
Система орошения цилиндров и головок двигателя М-72 водой, разработанная центральной лабораторией морского моделизма ДОСААФ для мотолодки «Волна», не нашла широкого применения среди любителей из-за несовершенства конструкции.