Многоцелевые и судовые стационарные двигатели УД

Ульяновский завод малолитражных двигателей выпускает стационарные четырехтактные бензиновые малолитражные двигатели «Ульяновец» моделей УД-1, УД-2 и УД-4.
Двигатели предназначены для привода электрогенераторов в стационарных и передвижных установках, для привода других машин, а также могут быть использованы в качестве вспомогательных двигателей в различных установках.
Двигатели выпускаются двух модификаций — с чугунным и алюминиевым картерами, приспособлены для тяжелых условий эксплуатации, в том числе при низких температурах окружающего воздуха; они обладают большим моторесурсом и вполне пригодны для судовой конверсии, для чего: разгружают двигатель от упора гребного винта и устраивают эластичное соединение коленчатого и гребного валов или устанавливают муфты .
Двигатели нижнеклапанные, цилиндры и головка имеют развитое оребрение, многие детали двигателей унифицированы и взаимозаменяемы. Охлаждающий воздух засасывается маховиком-вентилятором, расположенным внутри капота двигателя, и направляется на обдув цилиндров и головки. Количество поступающего на охлаждение двигателя воздуха можно регулировать заслонкой входного отверстия, расположенного по оси вентилятора-маховика, защищенного сеткой.
Смазка — комбинированная: смазка шатунных подшипников производится под давлением, остальных деталей — разбрызгиванием.
Агрегатное магнето с автоматической регулировкой опережения зажигания встроено удобно — на фланце и площадке верхней половины картера.
Бензин к карбюратору подается самотеком из бака с фильтром и отстойником.
Двигатели УД-1 и УД-2 запускают специальным рычажным устройством вручную, часть двигателей УД-4 оборудована электростартером.
Расположение цилиндров двигателя УД-4 — V-образное. Комплектно с двигателями завод выпускает одно- или двухступенчатые редукторы и муфты сцепления центробежного типа; переделав, их можно использовать при судовой конверсии.
Для внедрения в малотоннажное судостроение экономичных четырехтактных двигателей, расходующих в 1,5—2 раза меньше топлива и смазки, чем подвесные моторы, Ульяновское конструкторское бюро, проектирующее стационарные малолитражные двигатели и лодочные моторы, с 1966 г. вело разработку новых стационарных судовых двигателей — УД-15В, УД-25В и УД-25ВМ. Они предназначены для широкой продажи. Эти двигатели верхнеклапанные, четырехтактные, с водяным охлаждением, максимально унифицированные с выпускаемыми для нужд промышленности четырехтактными двигателями УД-15 и УД-25, выпуск которых начат Ульяновским заводом малолитражных двигателей в 1967—1968 гг.
Головные образцы двигателей УД-15В, УД-25В и УД-25ВМ отработаны, всесторонне испытаны. Закончена их доводка, и в скором времени двигатели должны поступить в торговую сеть.